Вирус страха, или Почему не стоит доверять прогнозам "Как изменится мир после коронавируса"
![Вирус страха, или Почему не стоит доверять прогнозам Как изменится мир после коронавируса](https://imglife.pravda.com.ua/life/images/doc/e/e/35651/ee9438d-strah-1320.jpg?w=1920&q=90)
Больше 100 лет назад, после эпидемии испанского гриппа, унесшего по разным оценкам от 50 до 100 миллионов жизней, в авторитетном научном издании Science была опубликована статья о факторах, которые увеличили урон вируса.
Вот они:
- людям свойственно недооценивать риск;
- человеку идея изолироваться от мира для спасения кажется противоестественной;
- люди часто интуитивно ведут себя таким образом, что увеличивают опасность.
Так что вирус вирусом, но именно поведение людей определяет конечный результат.
Вот и сейчас один и тот же вирус влияет по-разному на склонных выдерживать дистанцию японцев и эмоциональных итальянцев.
Пандемия уже серьезно изменила и продолжит менять поведение людей, социальные нормы, культуру, экономику, политику – мощно и во многом сейчас непредсказуемо.
Уверена в том, что в большей мере именно "непредсказуемо", поскольку любая ситуация представляет собой набор развилок и на окончательный выбор влияют разные факторы.
Вот почему можем строить предположения, отслеживать, вносить коррективы и тогда у нас будет шанс не выпасть из реальности.
Экспертов, которые сейчас говорят, что точно знают, как будет в той или иной сфере, – мой совет: пролистывайте.
Поведение человека нерационально, на него влияет множество факторов, которые мы накопили за время эволюции и уже культурной истории.
Моя задача – дать удочку, а не рыбу, чтобы вы могли отслеживать свое поведение, поведение ваших клиентов, рефлексировать и строить стратегии осознанно, как будто мы на самом деле Homo Sapiens, а не то, что могло показаться в последнее время.
Итак, что происходит с нами в момент пандемии.
Первое, о чем нужно сказать, это страх.
Повышенный фон страха фиксировали уже в середине марта. В среднем реактивность страха уже тогда выросла на 15-20%. Можем даже говорить о страходемии, поскольку вирус страха контагиознее любого другого.
Есть любопытные исследования Lilianne Mujica-Parodi, которые показывают, что мы в буквальном смысле чуем страх других людей и отвечаем синхронно.
Что происходит с человеком, когда он испытывает страх?
Сердцебиение учащается, кровь приливает к большим мышцам, фокус сужается.
Отличная подготовка для стремительного рывка, только вот куда бежать в нашем случае?
Большинство побежало в магазины. И это очень важный момент, потому что для снижения страха нужно вернуть чувство контроля. В результате мы столкнулись с паническим шоппингом и дефицитом товаров, которые со времен СССР в дефиците не были.
Потребность восстановить контроль, особенно в настоящий момент, когда ясно, что ничего ясно, имеет очень сильное влияние на поведение и принимаемые решения.
Например, рост покупок спортивных товаров больше обусловлен желанием восстановить контроль – над физическим телом в данном случае, нежели необходимостью поддерживать физическую активность.
Заметно это будет по количеству вышедших из карантина с кубиками пресса.
Иллюзию удержания контроля дарит нам и безостановочное поглощение информации.
Мы сейчас поглощаем столько новостей, графиков, прогнозов, точек зрения, "научных" теорий, что можем смело говорить об инфодемии.
Кстати, извлеките из этого пользу для своего бизнеса: внимание к рекламе тоже возросло в среднем на 25%.
В стрессовых ситуациях возрастает и наша потребность общаться. Это важный эволюционный навык, который позволяет сплачивать группу.
И если в "мирное" время на чисто социальное взаимодействие – сплетни – приходится около 20% всего коммуникационного времени, в период опасности оно увеличивается, как и желание увеличить свою группу поддержки, в данном случае – коммуникационной достижимости.
А для этого отлично подходят "свидетели" – доктор из Ухани, медсестра из Италии и т.д., теории заговоров и апеллирующие к эмоциям сообщения.
На что вы получите больше отклика: на репортаж о передвижных крематориях или на сводку ВОЗ?
Фотографии медсестер со следами от маски на лице вербуют сильнее, чем любые статистические данные.
Но и статистические данные не являются вещью в себе: понаблюдайте за баталиями почитателей статистики, каждый из которых виртуозно может подтвердить свое мнение графиками и авторитетными мнениями, вот только точки зрения кардинально различаются.
Это хорошая иллюстрация очень распространенного когнитивного искажения доступности – мы обращаем внимание на ту информацию, которая поддерживает наше мнение, и игнорируем противоположную.
Поэтому несмотря на обилие научных фактов дискуссии тем не менее имеют форму: верю-не верю в коронавирус.
Эти искажения работают и в "мирное" время, но поскольку в стрессовом состоянии потребность копировать поведение возрастает (стадный инстинкт), эффект их мультиплицируется.
Принцип социального доказательства (большинство не может ошибаться, будь как большинство) – очень мощный фактор влияния на поведение.
Вы можете посмотреть, как работают самые, казалось бы, нелогичные линии поведения, если их придерживаются все.
В условиях опасности игнорировать поведение толпы в принципе сложно, поэтому если все берут туалетную бумагу, значит – надо брать.
Интересно понаблюдать также за тем, как оцениваются риски. Эффект искажения оптимизма на поведение в пандемию уже был описан: нам свойственно оценивать свои шансы заболеть, как более низкие по сравнению с остальными.
Можем наблюдать это по украинским исследованиям и по собственному поведению.
Человек всегда найдет обоснование, почему у него ситуация немного лучше: иммунитет, ЗОЖ, спорт, изоляция, социальная страта и пр. Важно осознать, что это – когнитивное искажение.
Искажение доступности (выше упоминалось в связи с фильтрацией информации) тоже влияет на оценку риска: наша оценка сильно меняется в зависимости от того, есть ли у нас заболевшие знакомые. Если нет – любая статистика будет недостаточно убедительной.
Вы можете встретить в соцсетях перекличку – есть ли у вас заболевшие друзья?
Немного слабее, но оказывают влияние и известные личности – их манера поведения и здоровье. Заболевание Бориса Джонсона оказало влияние на восприятие рисковости ситуации.
Пандемия оказывает влияние и на поведение в группах. В доисторические времена при встрече двух племен, одно из них могло вымереть почти полностью из-за отсутствия специфического иммунитета.
Возможно поэтому во время эпидемий повышается агрессия к "иному". В истории описаны расправы с меньшинствами после чумных эпидемий, сейчас вы тоже можете наблюдать похожие сигналы.
Реакция жителей Новых Санжар, предубеждение против азиатов, теории про чистку человечества от людей со слабым иммунитетом – водораздел может проходить по национальности, поведению, точке зрения, уровню здоровья, но все это признаки разделения людей на правильных и неугодных, и это очень опасные тенденции, которые нельзя подпитывать.
С другой стороны, глобальность проблемы подталкивает к совместным действиям, поиску общего решения.
Что победит – сотрудничество или обвинения иных – зависит от того, выдержит ли культура и здравый смысл давление животного страха.
Нужно понимать, что мы сейчас рассмотрели лишь малую часть наших искажений восприятия и мышления, которые определяют наше поведение.
Но сложность заключается в том, что многие из них влияют разновекторно, и куда в результате двинется масса, сейчас предсказать невозможно, потому что мы не можем предусмотреть всех триггеров.
Давайте опять посмотрим на чувство страха. С точки зрения определения поведения он может быть продуктивен, если выполняет сдерживающую роль – пресловутое "залишайся вдома".
Поэтому главный санитарный врач в своем интервью признался, что многие меры карантина имели чисто психологическую цель.
Но страх выполняет сдерживающую роль, если стратегия выглядит успешной, и мы видим результат.
Если же страх увеличивается, подобная мера может представляться недостаточной и это вызовет противоположный эффект.
Именно поэтому лидеры многих стран пытаются снять сопутствующие страхи: поддержать экономически, установить мораторий на политическую борьбу, чтобы не увеличивать давление, нивелировать ощущение социального неравенства.
В нашей стране ситуация, к сожалению, от сопутствующих переживаний не избавлена.
Поэтому давайте наблюдать и рефлексировать, не строить долгосрочных стратегий (это кстати и физически маловероятно, так как в условиях стресса сложная когнитивная функция долгосрочного планирования блокируется в пользу возможности быстро реагировать), осознавать причины и последствия своего поведения и поведения окружающих.
Катерина Ильченко, основательница первого нейромаркетингового агентства в Украине Neuro-knowledge, специально для УП.Жизнь
Титульное фото maszup/flickr.com
Вас також може зацікавити:
Коронавірус, паніка і карантин. Як встояти психологічно
Ми хочемо тримати з вами зв'язок. Будемо раді бачитися і спілкуватися з вами на наших сторінках у Facebook та у Twitter.
А якщо хочете бути в курсі лише новин та важливої інформації про здоров'я, підписуйтесь на нашу Facebook-групу про здоров'я та здоровий спосіб життя.