Арт-итоги года. Часть 2
Продолжение. Первая часть: Арт-итоги года. Часть 1
Коллективное достижение года
Одним из самых главных достижений нашего гражданского общества в уходящем году является успех механизма "Спільнокошт" на платформе "Велика Ідея".
"Спільнокошт" работает по принципу crowdfunding’а – всякий человек может предложить на рассмотрение свой проект и получить от единомышленников финансовую поддержку на его реализации. В отличии от множества подобных иностранных платформ, посредством которых любой человек и проект независимо от содержания могут найти денежную поддержку, украинский ресурс отдает предпочтение социально значимым заявкам.
Устроена система следующим образом: донировать можно любую сумму начиная от 1 грн., а проект получает финансирование только в том случае, если в назначенный срок полностью собирает завяленную изначально сумму.
В противном случае все пожертвования возвращаются на счета благотворителей. И это тот самый исключительный случай, когда вам становится грустно от того, что вам возвращают вложенные деньги.
За 2013 год благодаря "Спільнокошту" были поддержаны 20 больших и маленьких проектов, среди которых единственное аналитическое издание о современном искусстве "Коридор", частная резиденция для художников Алевтины Кахидзе в Музычах, театральный фестиваль "Документ".
Тот факт, что люди стали отдавать свои кровные взамен на невероятное удовольствие от осознания причастности к важным свершениям говорит об одном существенном изменении в коллективном сознании. Мы постепенно учимся не только брать на себя ответственность за наше общее пространство, но и доверять другим людям, оказывать не только моральную, но и финансовую поддержку их начинаниям.
Понять радость сопричастности возможно только лично пережив этот опыт. Так что настоятельно рекомендуем эту опцию в качестве подарка себе к Новому году. Сейчас нашей с вами поддержки ждет проект "Гражданское телевидение", беспрерывные трансляции которого стали уже обязательной частью ежедневной жизни всех небезразличных к текущим событиям в стране.
Общественная территория года
Еще в 2012 году компания "Эста-Холдинг" выкупила и полностью очистила от старых строений территорию фабрики "Юность" с предсказуемым намерением построить на этом месте офисный центр – большой, стеклянный и с фасадом на Андреевском спуске.
Сам по себе этот случай ни чем не выделился бы из череды многочисленных аналогичных варварских перекроек городского ландшафта. Если бы преданная славной памяти Андреевского общественность не взбунтовалась против будущей стройки. При чем, протест горожан не свелся к выходу на место действия с транспарантами, но сразу же задействовал весьма эффективные механизмы.
Группой активистов был создан специальный гражданский совет, грамотно и доходчиво озвучивший категоричные общественные претензии. В итоге, компания-застройщик как будто бы пошла на встречу и объявила о переориентации выкупленной территории в сотрудничестве с общественно-экспертным комитетом.
Вместо офисов пообещали построить "многофункциональный культурный центр по принципу открытой площадки", способный приютить под одной крышей сцены для театралов-музыкантов, выставочные залы и места для встреч-дискуссий. Насколько реалистично это амбициозное и потенциально сверхполезное начинание – покажет время.
Пока же за развитием событий можно наблюдать виртуально – на сайте проекта с объемной документацией всех его этапов, а также, вживую – за первыми тестовыми шагами по освоению территории.
Иснталляция Мирослава Вайды на территории бывшей фабрики "Юность". Автор фото - Константин Стрелец |
В мае 2013 года Фундация "Центр современного искусства" провела на пустующей бетонной площадке 4-дневный проект "Архитектураобщего", включивший серию художественных интервенций, лекций, дискуссий и музыкальных перформансов. Событие это стало частью большой международной программы SPACES, которая уже не первый год вплотную занимается развитием публичного пространства в диалоге с культурным сектором в нескольких пост-советских странах, для которых проблема незащищенности общественных территорий так же актуальна, как для Украины.
Для нескольких участников проект на "Юности", как и сама тема публичного пространства, не были эпизодичными, но стали логическим продолжением их постоянного художественного исследования. Показательно, что сразу 4 художника (Алина Копыця, Саша Курмаз, Вова Воротнев, дуэт Ивана Мельничука и Александра Бурлаки) были представлены с концептуально близкими высказываниями на выставке номинантов на премию PinchukArtPrize полугодом спустя.
Таким образом, тема городской среды и ее культурного освоения прошла за короткое время любопытный путь от стройплощадки к холеным белым стенам самой развитой арт-институции страны и, следовательно, утвердилась в статусе одной из наиболее востребованных и "наболевших" среди художественного сообщества.
Новые рефлексии на этот счет можно ожидать уже летом 2014 года, когда на территории Национального ботанического сада во второй раз будет проходить фестиваль Kyiv Sculpture Project. Тема фестиваля была многообещающи сформулирована для конкурсного отбора как "Искусство в городе".
Группа года
В течении минувшего года в выставочных программах большинства столичных галерей была замечена одна и та же позиция – "Открытая группа".
Творческая практика и сама структура коллектива представляют собой новый и довольно симптоматичный для Украины на сегодня тип художественной формации. Основополагающий принцип их работы озвучен уже в самом названии.
Помимо изначального состава - пятерых художников из разных городов западной Украины – основанная в 2012 году "Открытая группа" принимает в свои ряды новых участников: на период очередного проекта, на один день или даже на несколько минут.
Открытая Группа, Галерея на Площади Арсенальной, 2012 |
Другая сторона "открытости" проявляется в выборе территорий для своих проектов, а вернее, в практике конструирования таких территорий вне привычных стен музея или галереи. ОГ создает не объекты искусства, но новые пространства для искусства, будь то опушка леса, городская площадь или даже поле зрения художников, "очерченное" при помощи веб-камер. Кроме того, ребята прилагают немало организационных усилий и энтузиазма для развития локальной художественной среды во Львове. Начав с импровизированных выставок на кухне одного из художников, позже трансформировавшейся в галерею Detenpyla, сегодня "Открытая группа" курирует уже две таких площадки.
Подобные инициативы самоорганизации в художественном сообществе, в целом, не новы для Украины. Так, в известном своей альтернативной молодежной арт-сценой Харькове уже который год проходят так называемые Дни квартирных выставок.
Дни квартирных выставок в Харькове, прель 2013 |
В течении 2-3 дней молодые художники круга бурно функционирующей в 2005-2012 годах галереи-лаборатории SOSka собственными силами устраивают в дружественных мастерских и квартирах камерные экспозиции, сопровождая их обсуждениями, видео-показами и различными акциями.
Две эти artist-run инициативы Западной и Восточной Украины были однажды объединены символическим жестом – в конце апреля между одновременными вернисажами в Харькове и Львове состоялся Skype-телемост.
Последний из реализованных "Открытой группой" проектов, долгосрочный и технически сложный Ars longa vita brevis получил в начале декабря "Специальную премию PinchukArtPrize".
Приехав на несколько дней по случаю церемонии награждения, художники на 2 недели остались в Киеве, где их собственная ежедневная художественная практика постепенно и естественно слилась воедино с процессами самого грандиозного общественного проекта уходящего года – #Евромайдана.
Майдан года
С тех пор как #Евромайдан заполнил все физическое и медиа-пространство Украины, говорить об искусстве стало практически неприлично: большинство киевских институций отменили свои публичные программы, художники днюют и ночуют на майдане наравне с активистами, культурные издания вот уже месяц пишут исключительно о политической ситуации в стране.
Большинство творческих работников единогласно сошлись на том, что в данной ситуации нужно быть прежде всего гражданином, а не художником/куратором/критиком, и важнее чистить картошку в полевой кухне или волонтерить в инфо-центре, чем "писать полотна" на революционную тематику.
Тем не менее, даже во время гражданского протеста многие художники смогли создать работы, лишенные пафоса прямого действия, предлагая неожиданный взгляд на эстетику или структуру #Евромайдана и/или причин его возникновения.
Одним из первых отреагировал на вызов протестного движения художник Евгений Самборский. Совместно с Ярославом Якубивським он собрал из подручных материалов "Портрет революционера" и установил эту скульптуру напротив главного штаба Майдана – Дома Профсоюзов.
Портрет революционера на #Евромайдане |
"Протестующий" Самборского – очень точное воплощение Человека 2013 года – безымянного "маленького" протестующего с колеблющейся политической позицией. Более того, формальное решение скульптуры близко эстетике киевских баррикад. Возможно, именно поэтому она и стала одним из "народных героев" #Евромайдана.
На протяжении последнего года художница Ксения Гнилицкая готовила новый художественный проект – работы в разных медиа под общим названием "На глиняных ногах или Прикрывая стагнацию".
В проекте Ксения рефлексировала по поводу привычных атрибутов украинской повседневности – коррупции, полицейского произвола, географической и политической изоляции, узурпации общественных пространств частными интересами.
Ксения Гнилицкая, Житие президента |
Выставку этих работ Ксения планировала сделать в конце февраля следующего года. Но события на Майдане мгновенно актуализировали эти сюжеты и заставили художницу мобилизоваться: буквально за три дня она дописала картины, напечатала плакаты, нашла подходящее выставочное пространство и сделала DIY-выставку в одном из неофициальных штабов #Евромайдана – галерее part.com на Рейтарской, 2.
Матрешки-дарума в милицейской форме, которые по мановению руки множат себе подобных; живописные пейзажи, скрытые от глаз многометровыми заборами; глянцевый плакат "Житие президента", апеллирующий к мифологическому началу в образе лидера государства; портрет революционера-романтика, зависшего в воздухе и не способного к реальному действию – выставка складывается как лоскутное одеяло из фрагментарных наблюдений, бытового опыта и емких визуальных метафор.
Самая неприметная на первый взгляд, но, пожалуй, самая важная работа на выставке – это девять небольших холстов размером не более 40 см, аккуратно расставленных на полочке-этажерке. На некоторых холстах изображены красивые цветы – лилия, кала.
Остальные остаются нетронутыми. Красноречивое название "Хабарі" подсказывает зрителю их практическое назначение: именно такими "букетами" рассчитывается художница за услуги, которые ей оказывают в официальных учреждениях города – от поликлиники до паспортного стола.
Ксения Гнилицкая, Polizay Daruma |
Подобная практика настолько прочно вошла в повседневность украинца, что представляется чем-то сродни нарисованному цветку – безобидной и весьма приятной частью домашнего интерьера. Но только Ксения намекает, что из подобных одомашненных традиций в том числе и складывается политическое лицо украинца.
Художница Ольга Ланько живет и работает в Амстердаме, поэтому за событиями на #Евромайдане в Украине она следила через онлайн-трансляции и новостные ленты. Предсказуемо, ее понимание ситуации было сформировано посредством медиированных сообщений, что вылилось в работу "Три песни о революции".
Three songs about revolution from Ola Lanko on Vimeo.
25-минутный фильм смонтирован из фрагментов видео-трансляций с мест протестных акций. Собственно, само содержание роликов отступает в этот фильме на второй план, обнажая поэтику "телевизионной картинки" и дух коллективного протеста.
Художница Леся Хоменко долгое время присутствовала на Майдане анонимно – подбрасывала протестующим плакаты, выполняла базовую работу по уборке и благоустройству территории. В какой-то момент к ней пришла идея о действии, от которого можно получить "откат для искусства".
Теперь Леся ежедневно бывает на Майдане, где быстро, в репортажной манере, рисует портреты присутствующих там людей. Оригинальный рисунок художница дарит протестующему, тогда как копию, сделанную под копирку, оставляет себе.
Постоянно растущий архив лиц людей Майдана, умноженный на опыт взаимодействия с ними работает одновременно в нескольких планах – как легитимация значимости всех и каждого протестующего на территории политики, и как концептуальный социальный репортаж на территории искусства.
Очевидно, что лучшим произведением искусства #Евромайдана являются баррикады – созданные коллективно монументальные конструкции, изобретательные по форме и политические по содержанию.
К примеру, художница Алевтина Кахидзе при виде баррикад испытала гамму чувств в диапазоне от страха до удивления, и теперь зарисовывает их в свой блокнот. Не столько как продуманную художественную работу, сколько по причине "острой необходимости художника по созданию произведения".
Художественная практика Алевтины не вполне укладывается в рамки традиционного понимания искусства и включает в себя кураторские проекты и институциональную деятельность.
Алевтина Кахидзе, АртХаузМузычи на Евромайдане |
В 2013 году Алевтина и ее муж Владимир Бабюк в своем доме в Киевской области инициировали программу АртХаузМузычи, в котором за лето организовали пять нетипичных художественных событий.
26 декабря Музычи приехали в центр #Евромайдана. Пока Владимир готовил в казане похлебку из дикого кабана и лося, юрист Роберт Хорольский по приглашению Алевтины и Демократического альянса отвечал на вопросы всех заинтересованных касательно договора про ассоциацию между Украиной и ЕС.
Подобные мероприятия, насыщенные серьезным политическим содержанием и реализованные в форме неформального "светского" общения за вкусным обедом, являются главным художественным изобретением Кахидзе и Бабюка, и как нельзя лучше отвечают вызовам #Евромайдана с его потребностью во взвешенном комментарии ситуации и горячей еде.
P.S. На самом деле, календарный 2013 год символически закончится только тогда, когда разрешится главный из интересующих всех сейчас вопросов, о судьбе #Евромайдана. Но уже сейчас понятно, что этот год стал рубиконом.
Все славные начинания, получившие развитие в этом году, так или иначе заложили основательный фундамент для дальнейших преобразований. Увидимся в новом 2014 году!
И пусть он будет не менее пассионарным, чем год уходящий.