Премьеры недели: Народ против Гэри Уэбба
С 19 февраля на украинских экранах демонстрируются: драма "Убить гонца" и драма "Вселенная Стивена Хокинга" Джеймса Марша. А также: "Небесная Сотня" Кристиана Зайделя, альманах объединения "Вільні", открытие кинотеатра украинского фильма "Лира", эхо кинофестиваля документального кино в Йиглаве и "Британский театр в кино".
Убить гонца / Kill the Messenger
Режиссёр: Майкл Куэста
В ролях: Джереми Реннер, Мэри Элизабет Уинстэд, Розмари ДеУитт, Барри Пеппер, Рэй Лиотта, Тим Блейк Нельсон, Майкл Кеннет Уильямс, Оливер Платт, Энди Гарсиа, Майкл Шин
Жанр: драма
Страна: США
Победа дела, в правоту которого мы верим, может быть одержанной с использованием ненавистных нам методов, среди защитников того, что мы ценим и любим, что считаем главным достоянием цивилизации, могут оказаться отъявленные негодяи- подобные предположения кому-то покажутся невероятными и оскорбительными, кому-то- самоочевидными.
Как бы то ни было, конкретные примеры преступлений "наших", не уступающих злодеяниям противника, способны произвести самое тягостное впечатление на каждого человека с твёрдыми убеждениями.
Тут и далее фото Кino-teatr.ua |
Впрочем, эти свидетельства большинство из нас может проигнорировать или пояснить их достижением благой цели, в конечном счёте оправдывающей любые средства, а то и вовсе объявить клеветой- людей же, настаивающих на их истинности и требующих наказать виновных, занести в список предателей своего государства и своего народа.
Однако для журналиста Гэри Уэбба, героя ленты Майкла Куэсты и реального персонажа недавней американской истории (в основу ленты легла книга журналистских расследований Уэбба и его биография), такая реакция оказывается несовместимой с тем, во что он верит.
Начальные сцены, в которых Уэбб вступается в своём материале за обвиняемого в наркоторговле (едва ли сомневаясь в душе в его виновности), чьё имущество власти вопреки закону конфисковывают до решения суда, показывают героя как человека, бескомпромиссно преданного американским идеалам и вступающего в схватку с теми, кто, его мнению, несёт им угрозу.
Соответствующим образом он решает действовать, получив информацию о том, что американские спецслужбы поддерживали тесные связи с "контрас"- вооружённой оппозицией в Никарагуа, которая, сражаясь с социалистическим правительством сандинистов, всячески терроризировала мирное население, сжигала больницы и школы.
Для финансирования столь похвальной деятельности борцов с "красной заразой" ЦРУ взяло под опеку наркотрафик из Никарагуа и Колумбии. Чтобы выяснить то, что замалчивается в Соединённых Штатах, Уэбб отправляется в Никарагуа.
Но публикация полученных там сведений становится не менее трудным и опасным делом, чем встречи с латиноамериканскими наркобаронами, ведь не только граждане современной России, но и граждане США в 1996-м не слишком рады человеку, заявляющему, что с их страной что-то не так.
Фильм Куэсты грешит известной схематичностью. Драматические перипетии журналистского расследования Уэбба и его последствий переданы достаточно близко к историческим свидетельствам, однако авторы ленты не смогли представить их с должной художественной выразительностью, так что вполне соответствующие фактам сцены выглядят малоубедительными.
Быть может, одна из главных претензий, которую можно предъявить картине, заключается в слабой разработанности характеров всех её героев за исключением центрального образа. К тому же, практически каждому из них отведено так мало экранного времени, они появляются и исчезают так неожиданно, что трудно сказать, кого из них можно назвать персонажем второго плана, а не эпизодическим.
Из фильма не ясно, зачем организаторы наркотрафика, связанные с ЦРУ, рассказывают Уэббу и его мимолётному соратнику-адвокату о сделке с американскими спецслужбами, также не раскрыта психологическая мотивация, позволяющая коллегам и товарищам Уэбба, поддержавшим его начинания, в решительный момент предать его- и найти оправдания своему предательству.
В их действиях трудно увидеть некое субъективное, личное начало- кажется, они просто безвольно следуют требованиям сюжетной канвы.
Особенные нарекания вызывает характер супруги Уэбба, которая, оставаясь единственным верным ему соратником, время от времени переживает мелодраматические припадки, набрасываясь на мужа с упрёками в том духе, что, дескать, ему неплохо было бы оставить свои расследования и больше времени проводить с семьёй.
Вплетение в повествовательную ткань хроникальных кадров, описывающих общественную реакцию на разоблачения Уэбба, помогает создать должную атмосферу, но, конечно, не может заменить хорошую драматургию.
Однако, несмотря на не слишком убедительное воплощение, положенный в основу картины документальный материал достаточно драматичен и значителен, чтобы удерживать зрительское внимание.
Эта история обвинителя, который превратился в обвиняемого, поднимает столь актуальные, столь важные для современной Украины проблемы личного выбора и гражданской ответственности, призывает своего зрителя решить, кого можно считать подлинным патриотом- того, кто готов защищать свою страну любыми средствами, или того, кто обличает её пороки, стремясь изменить её к лучшему.
Оценка фильма 3,5 из 5
Вселенная Стивена Хокинга / The Theory of Everything
Режиссёр: Джеймс Марш
В ролях: Эдди Редмэйн, Фелисити Джонс, Дэйвид Тьюлис, Чарли Кокс, Эмили Уотсон, Том Прайор, Софи Перри, Финлей Райт-Стефенс, Гарри Ллойд, Элис Орр-Юинг
Жанр: драма
Страна: Великобритания
"Жизнь замечательных людей" стала в этом году едва ли не самым востребованным жанром у американских киноакадемиков.
Лента Джеймса Марша, номинированная на пять "оскаров", рассказывает о жизни знаменитого астрофизика, едва ли не единственного среди своих коллег, чьи произведения могут похвастаться самой широкой читательской популярностью- вопреки тем кажущимся непреодолимыми трудностям, с которыми автору пришлось столкнуться при их создании.
Действие ленты начинается в 1963-м, и предстающий на экране Хокинг, многообещающий аспирант Кембриджа, не слишком напоминает свой привычный образ- вместе со своим товарищем этот юный спортсмен устраивает велосипедное состязание на узких тротуарах университетского городка, рискуя сломать шею себе или какой-нибудь другой надежде британской науки.
Впрочем, пускай и не чуждый экстремальным развлечениям, Хокинг погружён в учёные занятия, одержимый дерзновенной мечтой отыскать философский камень физики и математики - Теорию всего, с чьей помощью сможет уместить Вселенную на плоскости грифельной доски, записав её в форме уравнения, в котором не будет места проявлениям Божественного.
Но первые признаки страшной болезни, казалось бы, ставят крест на его амбициях- начавшись с проблем в ходьбе боковой амиотрофический склероз, как уверяют врачи, вскоре должен приковать Хокинга к постели и постепенно лишить какой бы то ни было способности двигаться. "Ваше мышление не будет затронуто- но у вас не будет возможности поделиться своими мыслями с другими".
Раздавленный диагнозом, Хокинг забрасывает занятия и готов, кажется, в прострации ждать паралича и смерти, которая, в соответствии с прогнозами медиков, должна последовать в течение двух лет. Однако девушка Джейн, с которой незадолго до этого у героя начали завязываться отношения, кажущаяся прямой противоположностью Хокинга убеждённая христианка и специалистка по наполненной метафизикой поэзии испанского Золотого века, предлагает ему вместе провести оставшиеся дни- в горе и в радости.
Самоотверженные усилия Джейн возвращают астрофизике её восходящую звезду. Окружённый любовью и заботой, Хокинг и сам демонстрирует удивительную силу воли, совершая блестящие научные открытия вопреки необратимым ухудшениям.
Эпизодически появляющийся на экране профессор Исаак Халатников, выдающийся советский физик родом из Днепропетровска, мог бы рассказать Хокингу, что, родись тот в СССР, даже со столь преданной спутницей жизни ему едва ли удалось бы достичь подобных успехов (впрочем, в наших краях, где даже пандусы для инвалидных колясок воспринимаются как ненужная роскошь, человеку с подобными способностями и подобным заболеванием по-прежнему остаётся мечтать лишь о скорейшем уходе в лучший мир).
Но повествование о жизни Хокинга благополучно лишено социального измерения- академическая среда принимает героя как равного, его идеи встречают восхищение одних и негодование других, причём последним и в голову не приходит проявить снисходительность к научному оппоненту из жалости к его физическим изъянам.
Как и фильм "Убить гонца", лента Джеймса Марша не слишком изобретательно следует перипетиям биографий реальных людей, однако делает это с большей эмоциональной выдержанностью.
В изображении очевидных личных сложностей своих персонажей авторы картины проявляют известную деликатность, их фильм можно упрекнуть в недостаточной выразительности, но не в навязчивом лиризме. Но и без особенных ухищрений режиссёра и драматурга история Стивена Хокинга и Джейн предстаёт запоминающимся образом победы над телесной немощью, одержанной интеллектом и духом, союз которых освящён любовью- "что движет солнце и светила".
Оценка фильма 3,5 из 5
20-го февраля, в годовщину устроенной режимом кульминационной бойни, в столичной "Кинопанораме" состоится показ картины немецкого режиссёра Кристиана Зайделя "Небесная Сотня", посвящённый судьбам людей, погибших на Майдане прошлой зимой, а также их родным и близким. Вслед за киевской премьерой фильм будет показан в крупнейших городах Европы с целью привлечь дополнительное внимание к драматическим событиям новейшей украинской истории.
Четверг 26-го февраля станет днём старта двух многообещающих инициатив отечественных кинематографистов. Объединение молодых режиссёров "Вільні" при поддержке студии "Виател" выступит со своим дебютным проектом- альманахом нашумевших на различных фестивальных смотрах студенческих короткометражек, представляющих собой весьма примечательный пример жанрового и стилистического разнообразия. Премьера и первая неделя проката пройдёт в столичном кинотеатре "Киев", вслед за этим альманах будет показан ещё в дюжине украинских городов.
В ближайшие недели "Вільні" представят ещё несколько альманахов, а также спектакль по знаменитой "сатирической комедии" Николая Кулиша "Мина Мазайло".
В этот же день старейший кинотеатр Киева сменит своё нынешнее название "им. В.И.Чапаева" на первоначальное, "Лира", чтобы под этим новым именем стать первым украинским кинотеатром, ориентированным исключительно на отечественный кинематограф.
Свою работу "кинотеатр украинского фильма" начнёт с киевской премьеры украино-турецкой картины "Люби меня" Мехмета Бахадыра Ера и Марины Эр Горбач.
Продолжается эхо Международного фестиваля документальных фильмов в Йиглаве, организованное Чешским центром в Киеве. Расписание показов и мастер-классов можно найти на сайте центра (http://kyiv.czechcentres.cz/program/event-details/eho-idff-ukrani/).
Среди лент можно выделить "Яму" Иржи Стейскала, посвящённую противостоянию владельцы частного домика и участка на окраине Киева застройщикам, намеренным выстроить на её земле очередную многоэтажку, и "Сербского юриста" Александра Николича об адвокате, защищавшем Слободана Милошевича и Радована Караджича в Гаагском трибунале.
…Травы, листвы увядшей ком -
Вот чем он стал, твой теплый дом,
Тобой построенный с трудом.
А дни идут...
Где ты в полях, покрытых льдом,
Найдешь приют?
Ах, милый, ты не одинок:
И нас обманывает рок,
И рушится сквозь потолок
На нас нужда.
Мы счастья ждем, а на порог
Валит беда...
Но ты, дружок, счастливей нас.
Ты видишь то, что есть сейчас,
А мы не сводим скорбных глаз
С былых невзгод
И в тайном страхе каждый раз
Глядим вперед.
Роберт Бернс, Полевой мыши, гнездо которой разорено моим плугом
Фестиваль "Британский театр в кино" в кинотеатре "Киев" продолжится 24-го февраля спектаклем вовсе не британским, а американским- осуществлённой бродвейским театром "Longacre" превосходной инсценировкой романа Джона Стейнбека "О мышах и людях".
Это ключевое для американской культуры произведение, которое, как и другие романы писателя, можно назвать социальным нуаром, посвящено уязвимости человеческой жизни и отчаянному стремлению людей преодолеть взаимную отчуждённость перед лицом экономических катаклизмов и тех душевных бурь, которые каждому из нас в конечном счёте приходится переживать в одиночестве.