Режиссер Нариман Алиев: О нас за границей знают не больше, чем мы о Венесуэле или Сирии
Нариман Алиев – представитель молодого поколения кинематографистов, которые не боятся пробовать.
Крымский татарин по происхождению, он не эксплуатирует политическую ситуацию, а снимает о том, что хорошо знает и любит.
Нариман умеет почти без слов раскрывать человеческие истории о вечном – отношениях отцов и детей, братьев и, конечно же, влюбленных.
В 2019 году его фильм "Домой" участвует в конкурсной программе "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля.
Надеемся, после Канн интервью с ним будут не только в украинских медиа, а пока вспоминаем его разговор с ним, который состоялся в 2016-м году.
Тогда Алиев рассказал "Украинской правде. Жизнь" о том, как ему удается не скатиться в конъюнктуру и ненавязчиво показывать культуру крымских татар, не акцентируя свою национальную идентичность.
"Я СЧИТАЮ "ГАМЕР" СЕНЦОВА САМОЙ ИСКРЕННЕЙ КАРТИНОЙ ЗА 25 ЛЕТ НЕЗАВИСИМОСТИ"
– В каких фестивалях участвовали твои фильмы?
– В Украине – во всех основных фестивалях. Я два раза участвовал в фестивале WizzArt, дважды в Одессе и трижды в "Молодости".
Кадр из фильма "Без тебя" |
Лучшая фестивальная биография у моего последнего фильма "Без тебя" (SENSIZ). Она начинается с "Берлинале". Далее был Палм Спрингс – самый большой фестиваль короткого метра в Северной Америке, а после – фестиваль короткого метра в Афинах, еще был фестиваль в Италии, Ванкуверский международный фестиваль, который входит в пятерку самых больших в Северной Америке.
12-го ноября я лечу в Загреб (Хорватия), параллельно мои братья (которые играют в фильме) летят в Стамбул, а в декабре я посещу Польшу. Плюс показы вне конкурса.
– Ты уже начал работать над новым проектом?
– Да, сейчас в работе короткий метр, называется "На границе", я снял его на Закарпатье. Это история о двух братьях, которые работают на сборе капусты и хотят уехать в Чехию. Материалы пока очень сырые. Сейчас готовлю из них проект для дальнейшего продвижения полного метра.
– Название "На границе" сразу наталкивает на мысли о Крыме...
– На самом деле, это название у меня переходило из проекта в проект. Я хочу снова снять трилогию. Первый фильм о Закарпатье, как я уже сказал, о братьях, живущих на родной земле, но жаждущих уехать в другую страну в поисках лучшей жизни.
Второй фильм – это история отца и сына, которые везут из Киева тело своего брата и сына, чтобы похоронить его в Крыму.
Третий фильм о молодом человеке, который из Крыма приехал в Киев после аннексии, но у него ничего не вышло, и он подался работать в Москву. Пока все эти идеи в разработке.
– А как – же съемки в Крыму? Ведь теперь это, по сути, невозможно.
– Ни один из этих фильмов не снимается в Крыму. Место действия в них – материковая Украина, которая разрывается в три разные стороны, три границы.
– Ты во всех своих интервью настаиваешь, что твои фильмы никак не связаны с политикой, в них нигде не обозначен Крым, кроме природы в кадре. О том, что ты крымский татарин на фестивалях за границей никто не знал. Но сейчас крымскотатарская тема звучит, и тебе не кажется, что на этой политической волне можно было бы стать еще более известным?
– В том-то и дело, что она не звучит. За границей слышали, что в Украине что-то происходит, не более. Об аннексии Крыма там еще, может быть, знают, а кто такие крымские татары – уже вряд ли.
Нариман Алиев (слева) с коллегами на Каннском МКФ в футболках в поддержку Олега Сенцова и Александра Кольченко |
Политики в фильмах нет, потому как два из них снимались еще до известных событий. Над третьим я работал уже после аннексии. Какие-то политические подтексты появляются у зрителя только апостериори, в связи со сложившейся сейчас ситуацией.
В своих фильмах я показываю современный быт и культуру крымских татар. Мне важно рассказывать зрителю, как и чем живет наш народ.
Безусловно, в связи с аннексией, среди украинцев вырос интерес ко всему крымскотатарскому. Я также ощутил это на себе, но речь о каких-то минимальных проявлениях. За пределами Украины картина совсем другая.
– Не было соблазна снять ленту о революции, о Крыме после аннексии? Чтобы наверняка попасть в мейнстрим и стать известным?
Всё дело в том, что таким образом никто туда не попадает.
– А Джамала с песней "1944"? О ней чуть ли не все мировые издания писали…
– А кто знает, что такое 1944? Те домохозяйки Европы, которые смотрят "Евровидение", не читают "The Guardian". Это нам кажется, что о наших проблемах везде говорят. А на самом деле о нас знают не больше, чем нам известно о Сирии или Венесуэле.
– В Каннах вы проводили акцию в поддержку политзаключенного режиссера Олега Сенцова. Это же тоже политический контекст.
– В первую очередь, это профессиональная солидарность, а потом уже политика. На Каннском кинофестивале все молодые украинские режиссеры надели футболки с лозунгами в его поддержку.
Кажется, что это мелочь, но даже такие акции привлекают внимание и вызывают интерес у наших иностранных коллег, помогают теме постоянно держаться на плаву. Здесь важна сплоченность и регулярность. На фестивальных презентациях своего фильма я всегда выхожу в тематической футболке и говорю несколько слов в поддержку Сенцова.
Кстати, я считаю его фильм "Гамер" самой искренней украинской картиной за 25 лет независимости. Сенцов очень хорошо показал типаж подростков, которые сидят в компьютерных клубах. Я сам был таким с 10 до 14 лет. Это первый украинский фильм, в котором я узнал себя.
Показательно, что в Украине этот фильм заметили только после его международной премьеры в Роттердаме. Это типичная ситуация для украинского кинематографа.
– Ты не боишься стать заложником крымскотатарской темы и не снять ничего лучше своей трилогии?
– Заложник крымскотатарской темы – звучит грустно. Я не считаю себя заложником, наоборот, мне приятно, если у зрителей будет возникать прямая ассоциация. Тем более, что планирую и дальше снимать истории о крымских татарах.
Кадр из фильма "Вернуться с рассветом" |
"Я ЛУЧШЕ СНИМУ ФИЛЬМ О ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРЫЙ ПОТЕРЯЛ СЕМЬЮ НА ФОНЕ ДЕПОРТАЦИИ, ЧЕМ О ДЕПОРТАЦИИ ВООБЩЕ"
– Темы твоей трилогии и зарисовок будущих фильмов так или иначе схожи: это отношения отца и сына, братьев, родственников. Ты не думал расширить эти рамки, включить социальный контекст или перенести действие в город?
– Все зависит от личного опыта. Мне всего 23, и он у меня достаточно скудный. Мне нужно немного больше почувствовать и пожить еще. Есть много тем, которые мне интересны, но я в них не чувствую себя.
Мне еще предстоит научиться работать с материалом, обрабатывать его. Как, скажем, Сергей Лозница, который умеет выжать третий смысл из архивов.
Например, мне интересна история депортации. Но я лучше сниму фильм об одном человеке, который потерял семью на фоне этой депортации, чем о депортации как о глобальном явлении.
А крымскотатарская тематика мне знакома. И наша ментальность очень отличается от ментальности украинцев. Изначальное отношение к определенным темам, ситуациям у нас разные.
Первый фильм трилогии, "Вернуться с рассветом", я сперва хотел снимать в Киеве с народным артистом Украины. Но история не была бы так реалистична в украинских реалиях – хотя бы потому, что для украинцев не существует проблемы брака с представителем другой национальности.
– Как у тебя родилась идея фильма "Вернуться с рассветом"?
– Отчасти из жизни, потому что я тоже покинул дом. Изначально я должен был поступать на менеджера туризма, учиться со своими двоюродными братьями-одногодками, с которыми я рос и которые играют в моем фильме. Мы жили бы в одной квартире, старший брат мне уже пообещал найти работу… Куда уезжать, зачем?
Когда я переехал учиться в Киев, я впервые выехал из Крыма. Приехал с огромными глазами, причем вообще не понимал, что такое режиссер, даже не знал, какие документы надо сдавать.
Когда абитуриенты рассказывали на экзаменах о Тарковском и Феллини, причем с глубоким пониманием, мне хотелось спросить, ребята, где вы это берете, этого ж нет в Википедии.
Меня родители спокойно отпустили из дому, хотя я был откровенным маменькиным сыночком. Но когда я спросил через пару лет, как они меня отпустили, родители мне так и ответили: "Если бы мы тебя не отпустили, ты бы нас всю жизнь обвинял, что так и не попробовал".
Режиссерская судьба – вещь жестокая. Многие идут учиться на режиссера, не понимая, куда они идут. У нас с этим проблемы.
В Европе я встречаюсь на фестивалях со студентами – им по 30 лет. 27, 32, 40. И тут я, в 16 лет поступил, в 21 год уже закончил вуз. За рубежом до 25 лет человека просто не рассматривают как субъекта.
Кадр из фильма "Тебя люблю" |
Как в Израиле? Отучился, пошел в армию на три года, отслужил, годик откатался, в 24 иди поступай в вуз. Потому что ты уже сознательный, понимаешь, что хочешь в жизни делать. А у нас с 16 ты уже вроде как все знаешь, умеешь и ко всему готов.
– В фильмах трилогии играют твои родственники – братья, дяди… У Дидро было такое определение хорошего актера: это тот, кто не вживается в роль, а может очень быстро переключиться, потому что он максимально отчужден от того, что происходит на сцене (в твоем случае – на экране). Как ты относишься к этому утверждению? Ты и впредь планируешь привлекать непрофессиональных актеров?
– Пока что мне больше хочется работать с типажами. Актеров как таковых в Украине практически нет, тем более молодых. Актер – это человек, который может перевоплотиться в другой характер. У нас есть исполнители, люди, которые естественны в своей шкуре.
Проблема актерской школы в Украине, точнее проблема ее практического отсутствия, в том, что люди у нас очень склонны к самолюбованию. Они все хотят в кадре быть героями, мачо, принцессами, супермоделями, а мне такие не нужны.
Мне нужны люди с изъянами, которые принимают себя такими, какие они есть, которые не думают, как они выглядят в кадре. Поэтому я брал на роли своих родственников.
– Ты же не будешь все время снимать своих родственников?
– У меня родственников много, хватит еще фильма на три. А если серьезно, мне интересны самоотверженные в этом плане люди. Например, дядя Нариман, который играл отца в фильме "Вернуться с рассветом" – потрясающий человек. Он умер через 2 месяца после окончания съемок от рака.
Кадр из фильма "Тебя люблю" |
Когда мы снимали, ему еще не поставили диагноз, но он уже очень плохо себя чувствовал. Он ни разу не жаловался, хотя у нас были достаточно сложные физические нагрузки. У него в глазах была какая-то боль, которую я не могу передать.
Такой самоотверженности мне хочется. Когда ты смотришь человеку в глаза, и он тебя слушает, искренне хочет сделать то, что ты просишь.
Я не скажу, что мои родные – это идеальные актеры, но усилия, которые они прикладывали, дали результат.
Так, в последнем фильме, "Без тебя", играют мои двоюродные братья Февзи и Ремзи. Первый день съемок, закат, снимаем песню. У нас максимум три дубля, каждый – три с половиной минуты, а братьям еще надо проявить эмоцию.
Ребята меня сначала не поддержали и не захотели обниматься. После этого я выдал им такой серьезный хейт-спич, что они молча отыграли три дубля. На третьем я почувствовал какой-то комок в горле у обоих. После этого, правда, они со мной всю ночь не разговаривали.
Или история о девочке из фильма "Тебя люблю". Каждый день в течение семи дней мы в 15:18 садились на одну и ту же электричку и снимали в ней до следующей станции, минут 10.
И вот, я эту бедную девочку трижды доводил до истерики в поезде. Она рыдала и не могла остановиться даже когда мы выходили на станции, плакала всю дорогу в машине. И так три дня. Притом из этого мы оставили секунд 10-20, и то со спины.
Кадр из фильма "Без тебя" |
"КОГДА В 16 УЧИШЬСЯ НА РЕЖИССЕРА, КАЖЕТСЯ,ЧТО ТЫ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ТЫ ТАРАНТИНО"
– Кто повлиял на тебя в творческом становлении и кого из украинских режиссеров ты можешь выделить?
– Мне очень повезло с педагогом. Я учился у Олега Борисовича Фиалко. Его можно назвать классиком украинского кинематографа.
Он человек очень свободного мировоззрения, который всегда настаивал, чтоб мы снимали о том, что знаем, и никогда не пытался приобщить нас к тому, что близко ему.
Он привел меня на стезю крымскотатарской тематики. Потому что когда тебе 16 лет и ты учишься на режиссера, кажется, что ты всесильный, что ты Тарантино. Но ты далеко не Тарантино.
Мне буквально три года объясняли – не туда ты идешь, не о том ты снимаешь. После очередного, очень "убедительного" объяснения я снял свой первый фильм в Крыму, который не вошел в трилогию.
Из классиков – это Сергей Параджанов. Конечно же, Параджанов. Ничего не понимаю, но смотрю, и то – с удовольствием на 5-й раз. Параджанов – человек, который снял один фильм и погубил весь украинский кинематограф, потому что никто не смог его превзойти.
А еще "Земля" Довженко. Я смотрел ее на Гогольфесте под аккомпанемент "ДахиБрахи". В современном кинематографе сила большого экрана не ощущается.
Кадр из фильма "Вернуться с рассветом" |
Почему у молодежи такое отчуждение от украинской классики? Потому что негде посмотреть ее на большом экране. Старые фильмы невозможно смотреть дома на плазмах и компьютерах.
Мои фильмы, на мой взгляд, хорошо смотрятся на большом экране. Хотя все они были сняты на фотоаппарат, который изжил себя еще лет 5 назад. Поэтому у меня такие просторы, поэтому я стараюсь брать меньше персонажей.
Поэтому я и не снимал в городе. У меня пока нет возможности здесь хорошо развернуться. Для этого нужно много опыта, усилий и ресурсов, которых у меня пока нет.
Если больше показывать классику на большом экране, то и отдача будет соответственная. Смотришь фильм от и до на одном дыхании, без кнопки паузы. За что я люблю фестивали – это за возможность оценить фильмы по достоинству на большом экране.
– Тебя не пугает конкуренция?
Места в украинском кинематографе хватит всем. Бороться с конкурентами – все равно что защищать пустые стены в пустой комнате. Каждый делает свое.
Если человек автор, у него есть свой почерк, я с удовольствием его смотрю. Как бы мне ни нравилось, я так не сделаю.
Мне нравится совершенно не такой кинематограф, как я делаю. Но пока я могу делать только такой. Человек не всегда должен делать то, что хочет. Он должен делать то, что у него лучше всего получается.
– Какая у тебя глобальная цель? Может, "Оскар"?
Почему бы и нет? "Оскар" важен не статуэткой, важны 30 секунд, когда ты выходишь перед миллиардом человек и можешь сказать то, что ты думаешь.
Канны, Берлин – это другое, это фестивали для личного удовлетворения.
[L]Что я вынес из своего участия в фестивалях, где у меня, кстати, еще нет ни одной награды, – это то, что любое жюри субъективно, и это нормально. А у нас любят язвить по поводу того или иного решения.
А цель надо ставить максимальную. Я свою цель не разглашаю, но попав в Берлин с первой заявки, я поднялся к ней на одну ступеньку.
Тамара Кудрявченко, Ольга Папаш, специально для УП.Культура
Титульное фото Крым.Реалии