Украина на Венецианской биеннале: куда приводят мечты
11 мая в Венеции официально открылось 58-я биеннале, самый масштабный форум современного искусства.
"Украинская правда. Жизнь" рассказывает об особенностях украинских проектов и участниках.
На нынешней Венецианской биеннале Украина представлена несколькими работами.
В основном проекте "Не дай вам бог жить в интересные времена" (под кураторством Ральфа Ругоффа) – художницей Жанной Кадыровой.
В официальном павильоне – Открытой группой, проект "Падающая тень "Мрии" на сады Джардини".
А также интернациональной выставкой номинантов и победителей Future Generations ArtPrize (куратор Бьорн Гельдхоф).
МЕЧТЫ И КОНФЛИКТЫ
Открытая группа – Юрий Билей, Павел Ковач, Станислав Турина, Антон Варга, стали победителем конкурса, который в 2018 году проводило Министерство культуры Украины.
Решение было встречено с энтузиазмом одной части арт-сообщества и вызвало шквальную критику – другой.
Изначально в описании концепции проекта речь шла о том, что самолет "Мрия" с украинскими художниками пролетит на Венецией и отбросит тень на сады Джардини.
Украинские художники хотели сделать арт-объектом самолет "Мрия". Фото Василь Коба |
Критики указывали на невозможность фактической реализации проекта, так как Венеция – запретная для полетов зона. Требование объяснить каким именно будет творческое решение кураторами было проигнорировано.
Проектом был очарован и ныне еще действующий президент Петр Порошенко, который еще в марте прорекламировал его на своей странице в Facebook.
По факту, группа кураторов представила в украинском павильоне Венецианской биеннале список украинских художников, заполнивших анкету для участия в виртуальном полете, экран с видеодокументацией самолета "Мрия" в ангаре, и нескольких перформеров зачитывающих текст.
"Книга", що містить імена і контактні дані 1143-х художників і художніх колективів, на борту "Мрії" |
Во время презентации кураторы Открытой группы, министр культуры Евгений Нищук, говорили о том, что украинский проект – работа с мифом.
При другом позиционировании и коммуникации, "Падающую тень" можно было бы считать удачной работой, однако игра в недомолвки привела к скандалам.
Конечно, скандалы – непременный спутник арт-процесса. Современное искусство – пространство конкурентное, среди художников и кураторов редко можно встретить людей лишенных больших амбиций, но скандал – не должен быть целью национального проекта, поэтому разочарование и возмущение украинцев, ждавших эффектной реализации понять не трудно.
Теперь Открытой группе и Министерству культуры придется держать удар, что вполне заслуженно.
Впрочем, конфликт можно рассматривать и как ресурс для новых возможностей, не только для участников Открытой группы.
Смыслы рожденные "Падающей тенью", связаны не только с мечтами украинских художников о международном успехе, но наукоемким производством, находившимся на подъеме в УССР, и утраченном в период независимой Украины.
Информационный повод для осмысления и изменения политики государства в отношении науки и наукоемкого производства создан, так что мяч теперь на поле ученых, управленцев и политиков. "Мрия" – слишком велика для того, чтобы оставить дискуссию внутри арт-сообщества.
МЕЧТА ДО ГЛАВНОГО ПРОЕКТА ДОВЕДЕТ
Участие Жанны Кадыровой в основном проекте Венецианской биеннале – "Не дай вам бог жить в интересные времена" – реализация мечты многих украинских художников.
Это тот самый счастливый случай, когда художнику удается развиваться органично, экспериментируя с формой и следуя за своим воображением, а не общими тенденциями.
В пространстве Арсенале представлена ее инсталяция "Рынок", в Джардини – "Секонд-хенд".
Инсталяция Жанны Кадыровой "Рынок". Фото Bestin.ua |
Кадырова создает объекты в своей любимой технике – работы с кафельной плиткой, получается неожиданно, оригинально, ее работы не только самобытны, но и жизнерадостны.
– Проект начался в 2017 году, путешествовал по разным арт-ярмаркам, объекты продавались на вес, грамм – это эквивалент национальной валюты: евро, доллар, гривна.
На Венецианской биеннале проект показан без истории, такова была идея куратора Ральфа Ругоффа, он сказал: забудь о прошлом. Ему было интересно воспринимать работу без бекграунда.
Подумала, а почему нет? Работать с ним было интересно, – рассказывает Жанна.
Разместить прилавок итальянских колбасных изделий рядом с окном, за которым видно кафе, – была идея куратора, чтобы люди, которые там сидят, видели еду, только фейковую.
Следует объяснить, что ключ к идея куратора основного проекта Ральфа Ругоффа в истории пословицы "Не дай вам бог жить в эпоху перемен", приписываемой Конфуцию.
Эту фразу часто цитируют лидеры мнений как образец древней китайской мудрости, но авторство ошибочно, это один из примеров тиражируемости недостоверной информации.
МЕЧТЫ О БУДУЩЕМ
Мечты об успехе могут привести к проекту, который выводит на орбиту глобального мира искусства молодых художников – Future Generations ArtPrize.
Жанна Кадырова и художники Открытой группы в предыдущие годы были в числе участников Future Generation.
И хотя проект относительно новый, в 2019 году проводится в 5-й раз, уже можно говорить о приоритетах и традициях: принципе географического представительства; разнообразии медиа, с которыми работают художники; балансе между концептуальным и визуально выразительным.
Future Generations ArtPriz выводит на орбиту глобального мира искусства молодых художников |
В экспозиции есть два смысловых полюса.
Первый – "археология будущего", интерпретация настоящего и прошлого времени, через взгляд из следующей эпохи, возможно, потсгуманистической, как, к примеру, в мультимедийной инсталляции победительницы Future Generations ArtPrize 2019 – Эмилии Шкарнулите (Литва).
Второй полюс – взгляд художника на современные политические, социальные процессы. Впечатляющая графика нигирейской художницы – Тоин Оджи Одутола – это создание альтернативной истории, представление о том, как выглядела бы семья, повседневность Африки, если бы не было колониализма.
Обладательница специального приза Future Generations ArtPrize – Габриэль Голаят (Южно-Африканская Республика), напротив, работает с реальным травматическим опытом уязвимых групп.
В экспозиции представлена ее многоэкранная видео инсталляция "Это песня для…" с голосами и изображениями женщин ставших жертвами насилия.
Украинская участница Future Generatios ArtPrize Анна Звягинцева работает с темой гендера и власти в минималистичном видео "Декларация намерения и сомнения". Фигура женщины моет в пол в том месте, куда ее директивно направляет свет прожектора.
Работа украинской участницы Future Generatios ArtPrize Анны Звягинцевой |
Заметно также, что Киевская выставка номинантов и победителей проекта в PinchukАrtСentre – является генеральной репетицией экспозиции на Венецианской биеннале, что само по себе хорошо, потому, что знакомит украинским зрителей с новыми авторами, а самим художникам и куратору предоставляет больше времени для сотрудничества.
На Венецианской биеннале, в пространстве старинных палаццо (в этом году – выходящий на Гранд-канал Ca Tron), международной публике презентуют проект-блокбастер. Тут впору и помечтать, чтобы подобное решение, но в обратной последовательности стало бы традицией для официального павильона Украины, то есть после премьеры в Венеции – выставка в Киеве.
Если искусство создается за счет средств налогоплательщиков, то логично желать того, чтобы оно было им доступно не только на экранах телевизора.
Аксинья Курина, специально для УП.Жизнь
Вас также может заинтересовать:
Все, что нужно знать о представительстве Украины на Венецианской биеннале 2019
Усі відтінки кризи: що показують українці на мистецькій бієнале у Венеції
Під куполом пліток: підготовка до Венеційської бієнале як діагноз професійній спільноті
Як машини танцювали із людьми: балет кранів на ГогольFest і опера "Неро". Повне ВІДЕО
Ми хочемо тримати з вами зв'язок. Будемо раді бачитися і спілкуватися з вами на нашій сторінці у Facebook.
А якщо хочете бути в курсі лише новин та важливої інформації про здоров'я, підписуйтесь на нашу Facebook-групу або Telegram про здоров'я та здоровий спосіб життя.