Президент, парламент, волонтеры: игра на выбивание или компромисс?

29
16 серпня 2014

12 августа в первом чтении был принят законопроект №4455а о налогах на благотворительность, под авторством президента Порошенко.

Это стало свидетельством того, что вопрос поддержки благотворительной деятельности вошел в перечень "приоритетных" для администрации президента.

Для благотворительного сектора, который говорит о существующих проблемах уже не первый год, а в последние месяцы просто кричит об этом – это очень позитивное событие.

Самое главное теперь – общими усилиями сделать так, чтобы этот закон действительно помог решить ключевые проблемы волонтеров и стал мощным стимулом для дальнейшего развития благотворительности как основы возрождения украинского общества.

Проблемы и предлагаемые решения

Сегодня существуют три ключевых проблемы налогообложения благотворительной помощи:

– налог на доход физического лица за получение благотворительной помощи должны платить благополучатели, если сумма такой помощи превышает 1.710 гривен в год. Так, например, все раненые или семьи погибших, собирающие на карточки благотворительные пожертвования от частных лиц, должны будут заплатить с них от 15% до 17% налогов;

– волонтеры, собирающие на карточки помощь для армии, беженцев, раненых и так далее, тоже попадают под действие налога на доход физического лица. Даже если все деньги идут на благотворительные нужды, акт зачисления средств на карточку уже является основанием для налогообложения;

– благотворительные фонды и организации, оказывающие сегодня адресную помощь на сумму свыше 1.710 гривен любому человеку, который в ней нуждается, должны оплатить сегодня за этого человека налог на доход физлица. Эти налоги возникают, когда фонды закупают протезы, отправляют людей на реабилитацию и в ряде других случаев оказания адресной помощи.

Законопроект президента предложил следующие решения проблем:

1. Освободить от уплаты налога на доход физических лиц раненых военнослужащих и семьи погибших военнослужащих-участников АТО, в сумме, не превышающей в среднем 1 миллион гривен за год – одна тысяча минимальных зарплат в год.

2. Создать реестр волонтеров АТО, помогающих военнослужащим, через регистрацию в котором будет решаться вопрос освобождения от уплаты налога на доход физического лица для всех тех, кто сегодня на собственные карточки собирает средства для закупки снаряжения, медикаментов и питания для участников АТО.

Кроме того, проектом закона предложено на время проведения АТО отнести к другим видам обычной деятельности бизнеса без ограничений – все виды затрат, связанные с закупкой и передачей армии средств защиты, техники, медикаментов, продуктов и так далее.

Таким образом, администрацией президента предложено три важных инструмента, освобождающие от налогообложения благотворительную помощь, направленную на развитие обороноспособности Украины и поддержку военнослужащих.

Но достаточно ли этого?..

Почему обиды неуместны

Во время голосования за законопроект во вторник вместо ожидаемого "стандартного" решения по первоочередным законопроектам "за основу и в целом", парламент проголосовал за него лишь в первом чтении. В решении сказано, что законопроект рекомендуется доработать с учетом норм законопроектов №№4172а, 4173а и 4176а. Это именно те законопроекты, которые еще в июне месяце были разработаны экспертами благотворительного сектора и отражают их ключевые проблемы.

Официальный ФБ президента оценил данное решение ВР как предательство армии.

Однако, по мнению многих представителей благотворительного сектора, данное решение является как раз не предательством. Наоборот, отправка проекта на доработку дает возможность избежать определенной дискриминации по отношению к волонтерам и благотворителям, а также некоторых правовых коллизий, которые могли бы возникнуть в случае принятия президентского законопроекта в целом.

Чего не хватает в законопроекте?

1. У нас уже есть более 300 раненых, которые получили І-ІІІ степень инвалидности. Но, не в ходе АТО – а в феврале, на Майдане. Еще нескольким сотням майдановцев требуется долгосрочная реабилитация. Также у нас остались семьи "Небесной сотни". Именно их сегодня взяли под опеку часть волонтеров и благотворительных фондов.

Почему их не включили в список тех, кто освобождается от налога на доход физического лица за получение благотворительной помощи? Об этом просят как сами семьи, так и волонтеры, помогающие им. Но просьба пока что игнорируется.

При этом государство уже, к сожалению, успело "нажиться" на горе семей Героев Небесной Сотни: более восьми миллионов гривен было выплачено в виде налогов за предоставленную адресную благотворительную помощь семьям Фондом громады Приирпенья.

2. Сегодня АТО – это не только военные действия в Донецкой и Луганской областях. Это и сотни тысяч беженцев по всей Украине – и тысячи волонтеров, которые взвалили на себя задачу по их благоустройству и содержанию. И эти волонтеры точно так же собирают на свои карточки сотни тысяч гривен, чтобы закупить базовые продукты питания, оплатить временное жилье, оказать необходимую медицинскую помощь.

Исключение этих волонтеров из реестра тех, кто будет освобожден от налогов – это дискриминационная позиция со стороны государства.

Так же, как и исключение волонтеров, которые кинули вызов диктаторским законам в январе-феврале 2014 года и начали собирать средства на свои карточки для оснащения полевых госпиталей на Майдане и обеспечения лечения раненых майдановцев.

3. Сегодня фонды ограничены законодательством при закупке протезов либо отправке людей на реабилитацию – эта деятельность подпадает под налогообложение. И говорить, что это "не АТО", было бы неправдой. Этот момент также необходимо законодательно урегулировать.

Отправив законопроект на доработку, парламент создал условия для исправления несправедливости.

О реестре волонтеров

Предлагаемое решение о создании реестра волонтеров при одной из госструктур, с одной стороны – правильное, с другой – вызывает резонные опасения. Кроме того, оно входит в коллизию с действующим законом "О волонтерской деятельности".

Почему правильное:

На фоне возросших случаев мошенничества с денежными сборами на улице и непроверенными карточками в интернете, Реестр является инструментом пресечения случаев злоупотребления со стороны нечестных на руку граждан.

Встал на учет в реестр, отчитался за собранные и потраченные средства – с тебя налог не изымается. Не можешь отчитаться – деньги изымаются в полном объеме в бюджет кабмина – так черным по белому выписано в законопроекте.

Почему вызывает опасения:

1) Кто и как будет принимать решение о включении в реестр? Будет ли он только для избранных и приближенных? Или он будет доступен для всех волонтеров, работающих в разных регионах над разными задачами?

2) Станет ли реестр действительно рабочим инструментом? Или волонтеры "от греха подальше" из-за неготовности к борьбе с бюрократией просто проигнорируют его существование? Какие требования к отчетности будут предъявляться к волонтерам?

Опыт центра помощи пострадавшим Майдана "Родина Майдан" у всех еще на слуху, когда вместо освобождения от налогообложения семей Небесной сотни, кабмин устроил проверку целевого использования собранных средств и возбудил четыре уголовных дела.

Сами дела уже закрыты – за отсутствием каких-либо нарушений. Но "осадочек" у волонтеров остался. А когда знаешь о возможностях государства по "гуманным" средствам проверки – сначала десять раз подумаешь, нужно ли это.

В чем коллизия:

Те благотворительные организации и фонды, а также центры волонтеров, которые уже давно работают в волонтерской среде, знают, что действующий закон "О волонтерской деятельности", принятый впопыхах перед проведением Евро-2012, катастрофически ограничил деятельность физических лиц-волонтеров.

Согласно 7-й статье данного закона, "волонтеры оказывают волонтерскую помощь на основании договора об осуществлении волонтерской деятельности, заключенного с волонтерской организацией". То есть, без специального договора с волонтерской организацией волонтеры вообще не имею права собирать какие-либо средства и оказывать какую-либо помощь.

Так же, как и получать помощь от волонтеров, согласно 8-й статье этого же закона, получатели помощи могут лишь "на основании договора о предоставлении волонтерской помощи, заключенного с волонтерской организацией".

Стать волонтерской организацией могут лишь те организации, которые получат "лицензию" на волонтерскую деятельность от Минсоцполитики.

Сегодня таких организаций, по данным самого министерства, аж... 17 по всей Украине.

Поэтому создание государственного реестра волонтеров без внесения соответствующих правок в закон о волонтерстве вызовет правовую коллизию.

Ситуацию слегка облегчает то, что эти правки уже были разработаны благотворительным сектором и зарегистрированы еще в ноябре прошлого года, законопроект №3549-1, а 1 июля прошли слушания профильного парламентского комитета.

Поэтому мы убеждены, что законопроект по изменению налогов на благотворительность лучше сразу же принимать в пакете с изменениями к закону о волонтерской деятельности.

Что важно

К сожалению, законодательная база, регулирующая деятельность благотворителей и волонтеров в Украине, далека от совершенства. Здесь необходимы системные изменения, которые должны проводиться юристами и налоговиками, и только в тесном сотрудничестве с практиками.

Поэтому очень хотелось бы, чтобы разработка всех политических и законодательных инноваций шла в тесном сотрудничестве с экспертами благотворительной сферы. И тогда принятые совместно решения станут не очередной профанацией, а реальными рабочими инструментами.

Благотворительный сектор готов к объединению усилий для оперативного поиска эффективных решений, которые внесут системные изменения, позволяющие не только успешно воевать, но и строить.

Мы открыты для предложений от государства. Ход – за парламентом и президентом. Давайте жить по-новому вместе.

Анна Гулевская-Черныш, специально для УП.Жизнь

powered by lun.ua