Новая "схема" кабмина или Ручной режим для благотворителей

10 марта президент Петр Порошенко вопреки десяткам обращений от благотворительных и волонтерских инициатив подписал скандальный закон №211-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины".

Еще второго марта 2015 года все вечерние телевизионные новости заполнились известием о том, что парламент поддержал законопроект кабмина, направленный на освобождение от налогообложения благотворительной помощи для перемещенных лиц из Крыма и неподконтрольных украинскому правительству территорий Донецкой и Луганской областей.

А уже утром 3 марта вся волонтерская и благотворительная общественность пришла в шок, ознакомившись с текстом принятого законопроекта на сайте ВР: большинством голосов была принята новая дискриминационная/коррупционная схема, которая коснулась и такой священной на сегодняшний день сферы, как волонтерство и благотворительность.

Из истории налога на добро

Еще летом 2014 года, когда волонтерское и благотворительное движение приобрело массовый характер, его представители начали активно призывать правительство, Верховну Раду и президента решить ситуацию с налогообложением благотворительной помощи.

РЕКЛАМА:

Согласно действующему Налоговому кодексу любая благотворительная помощь является доходом человека, который ее получает. И если эта помощь превышает 1800 гривен в финансовом или материальном эквиваленте, то человек должен оплатить за нее налог на доход физического лица, НДФЛ. В случае если же помощь предоставляется благотворительной организацией, то данный налог выплачивается ею как налоговым агентом.

Военный конфликт стал причиной возникновения новых потоков благотворительной помощи – военнослужащим, раненым, семьям погибшим, а также перемещенным лицам.

Все это официально облагается налогами.

Кроме того, под действие НК попадала вся помощь, оказываемая пострадавшим на Майдане, а также помощь семьям Небесной сотни. Под налоговый удар попали и волонтеры, собирающие пожертвования на свои карточки.

После регистрации четырех различных законопроектов, направленных на решение данной проблемы, жарких дебатов, споров и компромиссов между политическими силами и общественными активистами, – 2 сентября 2014 года был принят закон №1668 "О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно некоторых вопросов налогообложения благотворительной помощи".

Именно данный закон, внесенный в парламент президентом и доработанный фракциями, освободил от налогообложения всю благотворительную помощь, оказываемую вышеперечисленным категориям населения, пострадавших в результате конфликтов на Майдане, в Крыму и на востоке Украины.

В заключительных положениях закона указано, что кабмин должен в двухнедельный срок разработать все необходимые механизмы для имплементации данного закона на практике.

Спустя шесть месяцев

Прошло шесть месяцев с момента принятия закона №1668. За это время правительством лишь частично проработаны его нормы.

5 декабря 2014 года вступило в действие положение "О реестре волонтеров", зарегистрировавшись в котором, волонтеры могут попробовать получить освобождение от уплаты налогов за сбор благотворительных пожертвований на свои банковские карточки. Правда, волонтеры не очень спешат в нем регистрироваться, так как для этого нужно представить абсолютно всю информацию о себе: паспортные данные, адрес, номера банковских счетов и так далее. Некоторые это шаг считают слишком большим риском для собственной жизни.

В конце января 2015 года государственной фискальной службой после сотен обращений со стороны организаций и волонтеров было подготовлено официальное налоговое разъяснение о том, на основании каких документов происходит освобождение благотворительной помощи военнослужащим, раненым, семьям погибшим.

Единственная категория, которая "выпала" из этого разъяснения – это перемещенные лица.

Спустя шесть месяцев, при наличии миллиона перемещенных лиц в стране, большинство из которых нуждается в помощи, кабмином так и не был разработан механизм освобождения помощи перемещенных лицам от налогообложения. А объемы этой помощи, оказываемой благотворителями и волонтерами, – огромны.

И вот 2 марта на свет Божий появилась новая законодательно закрепленная норма, которая говорит о том, что от уплаты НДФЛ освобождается "сумма (стоимость) благотворительной помощи, выплаченной (предоставленной) благотворительными организациями (их филиалами, представительствами), перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, в пользу ... физических лиц, проживающих (проживавших) на территории населенных пунктов, где проводится (проводилась) антитеррористическая операция ... "

Таким образом, кабмин нашел для себя "выход".

Вместо разработки универсального налогового разъяснения для всех, кто оказывает помощь перемещенным лицам – теперь в ручном режиме будет создаваться список "привилегированных" организаций на право предоставлять эту помощь с последующим освобождением от налогообложения.

О каких-либо прозрачных критериях, принципах отбора, естественно, речь в законопроекте не идет.

Корни правительственной "новации"

24 февраля 2015 года в Украинском доме координатор системы ООН в Украине Нил Вокер и вице-премьер Геннадий Зубко представили гуманитарный план помощи Украине на 2015 год. 360 миллионов долларов из расчета на 1 миллион нуждающихся будут направлены именно на поддержку перемещенных лиц и тех незащищенных граждан Украины, которые остались в зоне проведения АТО.

Вся запланированная помощь будет передаваться в Украину через различные международные гуманитарные организации, которые сегодня активно входят в Украину и открывают здесь свои представительства.

Все без исключения международные организации, работающие в Украине, попадают под действие Налогового кодекса Украины – и, соответственно, под действие нормы об уплате НДФЛ за оказываемую гуманитарную помощь.

Естественно, это вызывает недоумение и сопротивление: в условиях гуманитарной катастрофы платить налоги за то, что международное сообщество оказывает стране помощь, никто не собирается. Это противоречит всем международным стандартам оказания гуманитарной помощи.

Поэтому все дипломаты, выступавшие на презентации, в один голос говорили о необходимости принятия срочных мер для решения налоговых и других законодательных аспектов деятельности международных организаций в Украине.

Ведь на самом деле, ситуация у них критическая.

В международной практике существует одно негласное правило: если в стране начинается гуманитарная катастрофа, то правительство этой страны в течение нескольких дней вводит специальные нормы и процедуры, которые позволяют международным гуманитарным организациям, входящим в эту страну, быстро легализироваться и начать выполнять свои функции.

К сожалению, за 9 месяцев военных действий правительство Украины эти нормы и процедуры так и не смогло "родить".

Но, пытаясь по привычке "решить вопрос", выпустило законопроект №2213, легализирующий "ручной" режим управления.

И обоснование для этого было подходящее. Когда министр финансов Наталья Яресько представляла законопроект №2213 в парламенте, она сказала, что вводимая норма является ответом украинского правительства на запрос международных организаций и позволит урегулировать вопрос налогообложения предоставляемой ними помощи.

Но, как говорится, "поспешишь – людей насмешишь".

Данный законопроект не поможет избавить от налогов международные гуманитарные организации – а только еще больше усложнит ситуацию.

Парадокс закона № 211-VIII

К сожалению, сотрудники Министерства финансов, готовя данный законопроект, не совсем добросовестно справились со своей домашней работой – и "слегка подвели" руководство.

Новая норма освобождает от уплаты налогов благотворительные организации. А большинство международных гуманитарных организаций, которые сегодня входят в Украину, пишут заявление согласно закону "Об общественных объединениях" на создание обособленного подразделения иностранной неправительственной организации.

Ни одна из них не получает статус "благотворительной" организации.

Закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" не предусматривает создание представительств международных организаций.

Таким образом, новый закон не решает проблемы международных организаций – зато вводит дискриминационные принципы и коррупционные схемы для 10.000 зарегистрированных украинских благотворительных организаций.

Хотя именно принцип равных условий в налогообложении для украинских и международных организаций был гарантирован вице-премьером Геннадием Зубко 24 февраля перед лицом нескольких десятков международных дипломатов в Киеве и Брюсселе.

В заключение

Несмотря на все обращения к президенту, закон подписан и вступает в силу сразу же после его опубликования. На сайте АП обозначено, что данный закон входит в пакет законов, которые должны были быть приняты по требованию МВФ для получения расширенного кредитования.

Конечно же, украинские благотворители поинтересуются у этой уважаемой международной институции – действительно ли составление искусственных списков является требованием международного сообщества?

Но, для чистоты сектора и построения доверительных взаимоотношений с волонтерским и благотворительным сообществом, было бы хорошо, чтобы кабмин внес в срочном порядке изменения, которые бы убирали внесенные правки.

Проблемы международных организаций нужно решать через внесение изменений в закон "Об общественных объединениях", предоставляя им равный статус с украинскими. А доработка механизмов к закону №1668 решит вопрос налогообложения помощи перемещенным лицам на равных условиях для всех без исключения организаций.

Этими простыми шагами будут защищены честь и достоинство благотворителей и волонтеров – как украинских, так и международных.

Анна Гулевская-Черныш, директор Украинского Форума благотворителей, специально для УП.Жизнь

Реклама:

Головне сьогодні