#КислородаНет. Но вы там держитесь...

Если ты живешь в крупном промышленном городе, то к типичным проблемам украинцев добавляется экология. А если это Мариуполь, где расположены два крупнейших в Европе металлургических комбината – то это становится проблемой №1.

В далеком 2012 году Мариуполь пережил свой первый Майдан и ощутил вкус победы гражданского общества.

За год до резонансных протестов во Врадиевке, в самом сердце Партии Регионов и "вотчине" Рината Ахметова группа экологических активистов смогла организовать целое протестное движение "КислородаНет!" и вывести на улицы города тысячи человек.

Власть и главный бенефициар "Метинвеста" вынуждены были пойти на уступки. В результате была закрыта одна из аглофабрик, смог над городом рассеялся – и горожане получили если не чистый, то относительно безопасный и приемлемый для жизни воздух в городе.

Тогда, при безраздельном властвовании "Семьи" этот факт не получил особой огласки. Понятно, что такой пример Мариуполя мог быть легко растиражированным в других зонах экологического бедствия. Запорожье, Кривой Рог, тогда еще Днепродзержинск...

И это могло стать отправной точкой борьбы с монополией олигархата, потому что тут нет политики, популизма и электоральных бонусов. Но есть то, что затрагивает каждого, вне зависимости от политических взглядов, идеологии и вероисповедания – здоровье. Свое и своих детей.

Потом был Майдан, война, оккупация Мариуполя, освобождение, выборы. Мариуполь заслужил звание "последнего форпоста Украины", к нему было приковано внимание всей страны.

Но уже в 2016-м акценты и приоритеты сменились, война превратилась в сухие строчки сводок с фронта. Все внимание активных граждан сконцентрировалось исключительно на политических процессах в столице.

А Мариуполь снова стал "региональной новостью" и занял свое, местами незаслуженное место одного из городов в зоне АТО.

Не секрет, что по результатам местных выборов 2015 года вся власть в Мариуполе безраздельно принадлежит Оппоблоку и "Метинвесту", читай – Ринату Ахметову. Они же фактически монополизировали рынок труда.

За 10 месяцев пребывания у руля города мэр Мариуполя Вадим Бойченко сумел построить с главой областной военно-гражданской администрации Павлом Жебривским отношения не "сдерживания и противовесов" – а "договоров и взаимных компромиссов". Это определенным образом развязало руки и новой городской власти, и самим заводам в лоббировании собственных интересов "Метинвеста".

Результат не заставил себя долго ждать.

С июня месяца в Мариуполе плавно, но системно началась ухудшаться экологическая обстановка. Впервые с 2012 года выбросы снова стали ощутимым физически.

Апогей надвигающейся экологической катастрофы наступил в последние дни августа.

Город буквально задохнулся.

Городская власть ожидаемо заняла позицию молчания и бездействия. Ну не принято у ставленников завода не то что критиковать, а даже упоминать заводы в негативном цвете. Жестокая реальность монополии власти одного олигарха. Генеральный директор ММК им. Ильича Юрий Зинченко в социальной сети попытался неубедительно объяснить это проблемами в производстве.

Как итог, активисты снова вынуждены вернуться в исходную точку-2012.

Единственное отличие от 2012 года – теперь это уже не просто активисты без опыта. Активисты, волонтеры и экологи, объединившиеся вокруг Максима Бородина, одного из организаторов протестного движения-2012, уже имеют опыт и инструментарий гражданского противостояния в составе "Инициативной группы "Вместе!" и фактически составляют костяк оппозиционной фракции в Мариупольской городском совете партии "Сила людей".

Первой реакцией было проведение превентивной гражданской акции "#КислородаНет! #яХочуДышать!" Социальные сети запестрили фотографиями, статусами мариупольцев в респираторах с плакатами #КислородаНет!

Общественный резонанс заставил городскую власть реагировать. Точнее, сделать видимость реакции. Был официально назначен основной "стрелочник" – председатель одной из районных администраций.

И фарс от исполкома был бы закончен – если бы не совпавший по времени приезд президента в Мариуполь на открытие Центра предоставления админуслуг.

Петру Алексеевичу явно не повезло с приездом. Тут уж точно – оказался не в то время не в том месте. Сложно сказать, кто не подготовил президента и не ввел в курс общественного недовольства в городе, но кто-то явно "облажался".

При встрече, ожидаемо, активистов "Силы людей" не только не включили в список "допущенных", но и попытались максимально оградить доступ заранее свезенными "тушками". В вышивках и с украинскими знаменами. Новая креатура при старых подходах. "Тушки", кстати, свозил один из мариупольских лидеров "Солидарности".

В итоге, в ответ на "акцию за ограждением" Петр Порошенко назвал экологических активистов "агентами Путина". И это был настолько сильный "ляп", что председатель Донецкой ВГА Павел Жебривский не только был вынужден в процессе "на ухо" объяснять Президенту, кто это и ради чего собрались – но и выйти к активистам с обещаниями "золотых гор".

Да, в конце встречи президент назвал активистов своими партнерами, но "осадочек остался".

И можно было бы поставить точку. Вроде как все отреагировали, и заводы вынуждены были не столько оправдываться, сколько хотя бы временно вернуться к экологическим стандартам. Если бы не...

Если бы действительно была реакция – а не фикция. В реальности, по состоянию на сегодня, мариупольцы имеют следующее:

Министр экологии Остап Семерак – сохраняет полное молчание.

Павел Жебривский – обещает большую экологическую программу в партнерстве с консульством Германии. Но не сейчас. Когда? Когда найдет гранатовое финансирование. В будущем.

А городская власть – а что городская власть? Она, как и раньше, продолжает "замыливать" общественное сознание, сменяя риторику выбора "стрелочников" – на "скажите спасибо заводам за рабочие места".

...А тем временем воздух в Мариуполе приобретает устойчивый запах выбросов и плотность смога.

В общем, #КислородаНет! Но вы там держитесь...

Петр Андрющенко, специально для УП.Жизнь

Реклама:

Головне сьогодні