Харрасмент: борются ли с ним в Украине

Уже несколько месяцев с первых полос мировой прессы не сходит тема харрасмента.

Все началось с истории американского кинопродюсера Харви Вайнштейна, которого обвинили в сексуальных домогательствах уже порядка полсотни женщин, некогда работавших с ним или на него.

Когда их признания появились в СМИ, оказалось, что многие другие знаменитости и окружение Вайнштейна знали о таком его поведении.

Например, Квентину Тарантино об этом рассказывала его бывшая девушка, актриса Мира Сорвино, которой Вайнштейн когда-то тоже делал непристойные предложения сексуального характера.

Так, буквально за несколько недель Вайнштейн из легенды американского кино превратился в имя нарицательное. Для той же Америки этот информационный повод выглядит гордо – наконец женщины перестали бояться.

Журнал Time назвал таких женщин "Человеком года", разместив их фото на обложке последнего номера 2017-го. А на церемонию награждения премией "Золотой глобус" актрисы мировой величины пришли в черных платьях в знак поддержки жертв харрасмента.

На этом все не закончилось: на повестке дня – французская звезда Катрин Денев, подписавшая открытое письмо, якобы оправдывающее мужчин, которые совершают харрасмент.

Всю эту историю от начала до конца активно освещают и в украинских СМИ, а в соцсетях под постами лидеров мнений ведется активная словесная перепалка.

Одни поддерживают волну заявлений, другие, наоборот, искренне не понимают, зачем раздувать огромный скандал "из ничего".

Но как в действительности история с харрасментом накладывается на украинские реалии?

В первую очередь, не все понимают, чем конкретно харрасмент отличается от, например, сексуального насилия.

Не все понимают, чем конкретно харрасмент отличается от, например, сексуального насилия.
Фото ginasanders/Depositphotos

Харрасмент – создание агрессивной, небезопасной ситуации, объяснила во время лекции в рамках Sex.Ed.ua социолог Анна Гриценко.

Это не всегда может завершиться конкретными действиями сексуального характера. Однако независимо от исхода осадок все равно останется неприятный – в первую очередь, из-за психологического давления.

Харрасмент – следствие того, что мы привыкли жить в плену гендерных стереотипов. Социальные шаблоны как бы диктуют нам, какой должна быть реальность, рассуждает экспертка.

Так, например, для нас почему-то все еще привычно наделять мужчину активной ролью, а женщину – пассивной.

Это легко проследить в лексике, которую мы используем. Там, где тема касается секса, мы говорим, что мужчина "берет", а женщина "дает" или "не дает".

Еще один популярный стереотип: женщина – "услада для глаз", создана, чтобы быть красивой и привлекать внимание мужчин. Как следствие – объективизация женщины в рекламе, к примеру. Не человек, а предмет интерьера.

С харрасментом часто сталкиваются именно на рабочем месте. Начальство предлагает подчиненным хороший карьерный рост, замечательную должность, крутые перспективы, популярность и известность взамен на секс, петтинг, оральные ласки, демонстрацию оголенных частей тела или расслабляющий массаж. Получается, это явление сродни бытовой коррупции и взяточничеству.

Можно ли считать, что в таком случае виноваты не только те, кто берет взятки, а и те, кто дают?

Для начала нужно понять, почему в роли тех, кто "дает", и правда, в основном, женщины.

И здесь экспертка Гриценко вспоминает о трудовой дискриминации.

Так уж вышло, что женщины больше зависят от места работы.

Потому что трудно устроиться на работу, если ты молодая, замужняя, но без детей – никому не нужен декрет в ближайшей перспективе.

Потому что женщинам не доплачивают, в среднем, 30% зарплаты, если сравнивать с мужчинами на аналогичных должностях.

Потому что после развода дети обычно остаются с мамой, а значит, теперь она должна кормить семью, и лишиться работы – страшно.

Таких "потому что" – сотни, и все это порождает страх и вынуждает женщин терпеть.

Здесь возникает вопрос: если все это – действительно так распространено в Украине, почему об этом продолжают молчать?

[L]Да, я говорю о молчании, потому что СМИ расставляют неверные акценты. На первых полосах продолжают появляться голливудские актрисы, но историй об украинских женщинах – единицы.

Тема поднимается, но вектор смещается. Будто подмена понятий: мы говорим о важном, но на деле – не о том, что касается лично нас.

Действительно важно, чтобы украинские женщины тоже перестали бояться. Чтобы заговорить захотели не только те, кому гарантирована публичная поддержка – певицы или актрисы, а и простые секретарши, помощницы директоров, преподавательницы в университетах и старшеклассницы в школах, медсестры в больницах и сотрудницы заводских цехов, женщины-военные и женщины-полицейские.

Важно, чтобы все осознали: проблема выходит далеко за границы Голливуда и вообще Америки.

Она не только в плоскости киноиндустрии и шоу-бизнеса, о чем даже шутят, мол, туда – только через постель.

"Через постель" фигурирует везде, куда ни плюнь. Просто запросы везде разные.

Но, по факту, совершенно не важно, это старенький похотливый профессор будет ставит "зачеты" тем студенткам, которые придут на экзамен с глубокими декольте, это руководитель крупной корпорации, в обязанности ассистентки которого входит регулярное сексуальное ублажение в кабинете, или это главный инженер на заводе, по-свойски шлепающий женщин по заднице "для поднятия настроения".

И вот когда все эти женщины поймут, что они не одиноки, и что на самом деле у них было (и есть) право сказать "нет", они должны понимать, что с этим делать.

Ведь не всем везет так, как актрисам, каждое слово которых готовы транслировать в ведущих медиа страны. Другим же нужно громко и долго кричать, чтобы их услышали.

Здесь пригодились бы горячие линии для звонков, открытые правозащитные организации и объединения, и готовность медиа давать слово не только людям "с именем", а и "простым смертным", которые требуют помощи.

Александра Горчинская, журналистка, специально для УП.Жизнь

Реклама:

Головне сьогодні