Как всего одна поправка к законопроекту может в 10 раз повысить цены на лекарства

Как всего одна поправка к законопроекту может в 10 раз повысить цены на лекарства

По идее, фармацевтический рынок должен быть таким же, как и любой другой рынок товаров.

Тем не менее, при пристальном взгляде окажется, что на него не действуют обычные законы конкуренции.

Причина – зарегулированность рынка лекарств, который многие игроки умудрились хитро монополизировать и не останавливаются на этом пути.

Но проблема в том, что за их законодательные изыски платит государственный бюджет, а самое главное – пациенты своим здоровьем.

Остановимся на последних событиях, которые могут привести к очередному витку роста цен на лекарства.

РЕКЛАМА:

5 февраля состоялось заседание комитета Верховной Рады по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования по законопроекту 2538.

Проект, цель которого повышение доступности лекарственных средств, медицинских изделий и других товаров в ходе закупок в сфере здравоохранения, рассматривается ко второму чтению.

На этом заседании рассматривали поправки и внезапно оказалось, что одной из них, № 94, не было в первой редакции!

Чем эта поправка так опасна?

Она ограничивает до 31 марта 2022 года использование процедуры упрощенной регистрации лекарств, которые закупаются по централизованной процедуре.

В этот день все централизованные закупки лекарств перейдут в ведение ДП "Медичні закупівлі", которое будет покупать препараты вместо специализированных международных организаций.

Сегодня упрощенная процедура регистрации входит в пул регуляторных механизмов, что вместе с пост-регистрацией и обеспечивают ту самую конкурентную среду среди фарм-производителей на рынке страны, помогающую снизить цену на лекарства.

Когда создавалось ДП "Медичні закупівлі", с самого начала речь шла об использовании тех же самых регуляторных правил, которые использовались для централизованных закупок международными организациями.

Кроме того, упрощенная процедура регистрации стимулировала фарм-производителей участвовать в украинских торгах.

Производители подчеркивают, что рынок Украины не является для них приоритетным или особо привлекательным, именно из-за зарегулированности, а эти два упрощающих механизма были для них стимулом выхода на торги.

Но в случае принятия поправки №94 это приведет к тому, что рынок будет представлен всего одним продавцом, который в условиях монополии будет диктовать свои цены, в десятки раз превышающие существующие.

Речь идет о препаратах для лечения ВИЧ, туберкулеза, гепатита С и онкозаболеваний.

Мы провели анализ стоимости препаратов от туберкулеза и ВИЧ, которые закупали в 2018 – 2019 годах Министерство здоровья Украины, Центр охраны здоровья Государственной уголовно-исполнительной службы Министерства юстиции Украины (далее ЦОЗ ДКВС) и Институт фтизиатрии и пульмонологии им. Яновского.

По результатам проведенного анализа выявлено, что Минздрав закупает препараты дешевле в 3-7 раз, чем ЦОЗ ДКВС и Институт фтизиатрии и пульмонологии.

Вот к этим ценам нас вернет поправка №94.

Для увеличения нажмите на таблицу

Итак, государственное предприятие "Медичні закупівлі" уже не будет владеть этим механизмом после 2022 года, когда полностью возьмет на себя централизованные закупки.Также она ограничивает 2022 годом возможность поставки в рамках централизованных закупок препаратов в иностранной упаковке.

Необходимость перепаковывать в украинскою упаковку увеличит время на поставку и приведет к повышению конечной цены.

Нам кажется, что цены на лекарства сродни стихийному бедствию и не зависят от нашего участия.

Но на них в силах повлиять депутаты Верховной Рады, которые могу отклонить поправку №94 при рассмотрении законопроекта 2538.

Ведь ДП "Медичні закупівлі" должны пользоваться теми же механизмами, которыми пользовались международные организации и которые обеспечили конкурентную среду среди производителей, а следовательно, и снижение цены на лекарства для пациентов.

Это, в свою очередь, обеспечивает экономию бюджетных средств для государства, а для украинских пациентов – повышает их шансы на здоровье и жизнь!

Сергей Дмитриев, директор по политике и адвокации БО "100% Жизни", специально для УП.Жизнь

Титульна світлина Haylight/Depositphotos

Вас також може зацікавити:

Корупція чи недолугість: що відбувається із закупівлею ліків для важкохворих пацієнтів

40 млрд грн українці витрачають на "ліки", це може зупинити один законопроект

Патентна реформа: як зробити ліки доступнішими?

Ми хочемо тримати з вами зв'язок. Будемо раді бачитися і спілкуватися з вами на нашій сторінці у Facebook.

А якщо хочете бути в курсі лише новин та важливої інформації про здоров'я, підписуйтесь на нашу Facebook-групу про здоров'я та здоровий спосіб життя.

Реклама:

Головне сьогодні