Как всего одна поправка к законопроекту может в 10 раз повысить цены на лекарства
По идее, фармацевтический рынок должен быть таким же, как и любой другой рынок товаров.
Тем не менее, при пристальном взгляде окажется, что на него не действуют обычные законы конкуренции.
Причина – зарегулированность рынка лекарств, который многие игроки умудрились хитро монополизировать и не останавливаются на этом пути.
Но проблема в том, что за их законодательные изыски платит государственный бюджет, а самое главное – пациенты своим здоровьем.
Остановимся на последних событиях, которые могут привести к очередному витку роста цен на лекарства.
5 февраля состоялось заседание комитета Верховной Рады по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования по законопроекту 2538.
Проект, цель которого повышение доступности лекарственных средств, медицинских изделий и других товаров в ходе закупок в сфере здравоохранения, рассматривается ко второму чтению.
На этом заседании рассматривали поправки и внезапно оказалось, что одной из них, № 94, не было в первой редакции!
Чем эта поправка так опасна?
Она ограничивает до 31 марта 2022 года использование процедуры упрощенной регистрации лекарств, которые закупаются по централизованной процедуре.
В этот день все централизованные закупки лекарств перейдут в ведение ДП "Медичні закупівлі", которое будет покупать препараты вместо специализированных международных организаций.
Сегодня упрощенная процедура регистрации входит в пул регуляторных механизмов, что вместе с пост-регистрацией и обеспечивают ту самую конкурентную среду среди фарм-производителей на рынке страны, помогающую снизить цену на лекарства.
Когда создавалось ДП "Медичні закупівлі", с самого начала речь шла об использовании тех же самых регуляторных правил, которые использовались для централизованных закупок международными организациями.
Кроме того, упрощенная процедура регистрации стимулировала фарм-производителей участвовать в украинских торгах.
Производители подчеркивают, что рынок Украины не является для них приоритетным или особо привлекательным, именно из-за зарегулированности, а эти два упрощающих механизма были для них стимулом выхода на торги.
Но в случае принятия поправки №94 это приведет к тому, что рынок будет представлен всего одним продавцом, который в условиях монополии будет диктовать свои цены, в десятки раз превышающие существующие.
Речь идет о препаратах для лечения ВИЧ, туберкулеза, гепатита С и онкозаболеваний.
Мы провели анализ стоимости препаратов от туберкулеза и ВИЧ, которые закупали в 2018 – 2019 годах Министерство здоровья Украины, Центр охраны здоровья Государственной уголовно-исполнительной службы Министерства юстиции Украины (далее ЦОЗ ДКВС) и Институт фтизиатрии и пульмонологии им. Яновского.
По результатам проведенного анализа выявлено, что Минздрав закупает препараты дешевле в 3-7 раз, чем ЦОЗ ДКВС и Институт фтизиатрии и пульмонологии.
Вот к этим ценам нас вернет поправка №94.
Для увеличения нажмите на таблицу |
Итак, государственное предприятие "Медичні закупівлі" уже не будет владеть этим механизмом после 2022 года, когда полностью возьмет на себя централизованные закупки.Также она ограничивает 2022 годом возможность поставки в рамках централизованных закупок препаратов в иностранной упаковке.
Необходимость перепаковывать в украинскою упаковку увеличит время на поставку и приведет к повышению конечной цены.
Нам кажется, что цены на лекарства сродни стихийному бедствию и не зависят от нашего участия.
Но на них в силах повлиять депутаты Верховной Рады, которые могу отклонить поправку №94 при рассмотрении законопроекта 2538.
Ведь ДП "Медичні закупівлі" должны пользоваться теми же механизмами, которыми пользовались международные организации и которые обеспечили конкурентную среду среди производителей, а следовательно, и снижение цены на лекарства для пациентов.
Это, в свою очередь, обеспечивает экономию бюджетных средств для государства, а для украинских пациентов – повышает их шансы на здоровье и жизнь!
Сергей Дмитриев, директор по политике и адвокации БО "100% Жизни", специально для УП.Жизнь
Титульна світлина Haylight/Depositphotos
Вас також може зацікавити:
Корупція чи недолугість: що відбувається із закупівлею ліків для важкохворих пацієнтів
40 млрд грн українці витрачають на "ліки", це може зупинити один законопроект
Ми хочемо тримати з вами зв'язок. Будемо раді бачитися і спілкуватися з вами на нашій сторінці у Facebook.
А якщо хочете бути в курсі лише новин та важливої інформації про здоров'я, підписуйтесь на нашу Facebook-групу про здоров'я та здоровий спосіб життя.