Итоги года: важные общественные инициативы
Этот год оказался чрезвычайно насыщенным в том, что касается социальных инициатив и инноваций. Во многом – благодаря тому, что предыдущие годы активно подготавливалась почва для такого взрыва.
В 2013-м мы увидели результаты труда множества общественных энтузиастов, которые с завидной решительностью принялись внедрять свои разработки в требующую изменений реальность.
Cоциальные инновации возникают в противовес существующей системе. Они появляются после внезапных интуитивных прозрений или систематических экспериментов, они комбинируют старое и новое, технологическое и социальное, политическое и поэтическое. В результате получается своего рода чудо, которого так или иначе ждало общество.
Главной украинской инициативой и центром инноваций стал, несомненно, возникший в ноябре Евромайдан. Многие из возникших в рамках протестной акции проектов мы включили в наши "Итоги года".
Открытый университет
Одна из важнейших инициатив этого года – проект "Открытый университет" на Майдане, который был организован волонтерами информационного центра "Незлой Майдан".
Сама по себе концепция неформального образования на открытых площадках сформировалась еще в 2010 году в Симферополе, где был создан первый "Уличный университет".
Общественные энтузиасты проводили свободные лекции о явлениях в сфере культуры, экономики, социологии в парках и скверах. Идея быстро стала популярной: "уличные университеты" появились в Черновцах, Ивано-Франковске, Львове и других украинских городах.
Постепенно "Уличный университет" перерос из проекта в движение, и его результат мы видим на Евромайдане. Формат подоспел в нужное время в нужное место и оказался невероятно полезным для тех, кому на Майдане не хватало образовательной и коммуникативной составляющей.
В "Открытом университете" обсуждались законы, история страны и история революций, вопросы пиара и социального дизайна, демонстрировались тематически подходящие фильмы. У этой инициативы есть огромный потенциал для перехода на новый уровень – как этап развития необходимого обществу неформального образования.
Публичные пространства
В 2013 году произошел всплеск инициатив, связанных с развитием открытых территорий – парков, площадей, бывших промзон. На месте здания фабрики "Юность" на Андреевском спуске, которое снес ахметовский "Эста-Холдинг", образовалась пустота, которую важно было заполнить, чтобы создать положительный образ места, где в итоге все равно появится, в том или ином виде, торговый центр.
Место очистили от хлама, установили там тент и лавочки и объявили о проведении фестиваля "SPACES: Архитектура общего", организатором которого стал фонд "Центр современного искусства".
Фото с фестиваля "SPACES: Архитектура общего". Автор фото - Константин Стрелец |
Это событие стало важным этапом в жизни украинского культурного сообщества, поскольку именно на этой открытой территории у его участников появилась возможность в неформальной обстановке обсудить главные проблемы современной культуры, обменяться опытом и в общих чертах наметить цели и задачи, которые предстоит решить культуре в дальнейшем.
После того, как "Архитектура общего" завершилась, пространство продолжило жить насыщенной жизнью: на пустыре начался трехмесячный фестиваль "Юность", в рамках которого проходили выставки, концерты, дискуссии на разные темы.
Таким образом, у места появилась новая функция, а "Юность" утвердилась в сознании горожан как активная культурная платформа, в наполнении которой может поучаствовать любой желающий.
Вскоре идею освоения публичного пространства взяла на реализацию галерея "Лавра", основав проект "Трансформация", который действовал на площадке за пределами самой галереи в режиме DoItYourself, позволяя посетителям участвовать в ее смысловом наполнении.
Однако влияние политики институции не позволило в полной мере вдохнуть в пространство жизнь – оно осталось в рамках организационного господства галереи. Публичное пространство начинает существовать само по себе только в том случае, когда не ощущает на себе давления институциональных функционеров.
Прорывом года в этом отношении стал "Арт-Пикник Славы Фроловой", который в течение пяти месяцев оккупировал территорию ВДНХ.
Проект не претендовал на серьезность в программной части: здесь ежедневно шли мастер-классы по йоге и рисованию и сборные выставки молодых украинских художников, по выходным проходили концерты новых и уже известных инди-групп, демонстрировалось популярное артхаусное кино, работали выездные филиалы киевских баров.
Фестиваль ориентировался на массовую аудиторию, тем самым сумев привлечь невероятное количество людей разных возрастов и социальных статусов. Формат оказался невероятно удачным, несмотря на то, что качество представленных в программе культурных продуктов можно поставить под сомнение.
Катерина Рева (на фото) нарисовала логотип арт-пикника. Фото ART Пикник Славы Фроловой |
Самое важное, что удалось Славе Фроловой и ее волонтерской команде, - продемонстрировать, как из полузаброшенной советской махины можно общими усилиями сделать современное место для активного отдыха на открытом воздухе.
В перспективе, если инициатива будет поддержана городскими властями и меценатами, "Арт-Пикник" может стать высокоэффективной площадкой наравне с московским Парком Горького, который активно работает круглый год.
Pop-up культура
С освоением публичных пространств тесно связано и такое новое для украинцев понятие, как pop-up культура, охватывающая преимущественно сферы искусства, шоппинга и общественного питания. Именно в этом году в Украине произошел бум pop-up-ресторанов – заведений, которые, подобно воскресным распродажам, открываются на короткий срок, как правило, в рамках объединяющего проекта.
Весной киевские энтузиасты провели первый в Украине "Ресторанный день", позволив горожанам выйти за рамки собственной кухни и продемонстрировать кулинарные способности на улице.
Важная функция такой инициативы – коммуникация между людьми, представляющими, как правило, непересекающиеся сообщества, ведь улица объединяет всех.
Следом появился фестиваль "Уличная еда", который был нацелен преимущественно на презентацию новой культуры уличного питания и его разнообразия.
Такие инициативы развивают практику совместной трапезы, которая является важным социализирующим и культурообразующим элементом.
В этом смысле важным открытием года можно считать и появление в Киеве инициативы Kinfolk, которая также развивает культуру совместной трапезы, только на более личном уровне.
Co-working + co-studying
Если в прошлом году в Украине появилась масса пространств для совместной работы – коворкингов, - то в этом году ощутилось усиление социальной роли таких пространств, углубление подходов.
Прорыв года – несомненно, свободное пространство "Часопыс" в Киеве, которому удалось перейти от формата стандартного антикафе к формату коворкинга с образовательной функцией.
В 2013-м в "Часопысе" стали регулярно проходить лекции авторитетных украинских и зарубежных специалистов в тех или иных сферах, а под конец года состоялся большой хакатон – конференция IT-шников, на которой презентовались идеи, касающиеся электронного контролирования украинских властей и координирования общественных инициатив.
Также осенью в "Часопысе" был презентован отдельный этаж для коворкинга, который открывает перспективы для сотрудничества специалистов из разных сфер для создания качественных социокультурных и бизнес-продуктов.
"Часопыс" |
Отдельно стоит отметить Львов, где на территории клуба, оставшегося с советских времен, появился "Кластер" - перспективная культурная площадка для горожан, объединяющая различные творческие инициативы.
Однозначно важнейшее событие года в этом отношении – открытие инновационного коворкинга HUB в Одессе, который является участником международного объединения HUB Network.
Эта сеть охватывает 50 креативных пространств по всему миру, а одесский HUB, кстати, появился даже раньше, чем в Москве.
HUB отличается от стандартных коворкингов, предоставляющих места для работы, тем, что это еще и инновационная лаборатория, бизнес-инкубатор и одомашненное пространство с кухней на одной территории, сообщество, которое помимо рабочего места и wi-fi предлагает помощь и поддержку в реализации идей.
По словам организаторов, в HUB Odessa должен появиться инкубатор социальных проектов - участникам сообщества будет предлагаться помощь в создании и реализации социально направленных проектов. Социальную роль такого проекта переоценить невозможно, поэтому в новом году стоит ожидать поток инноваций из "южной столицы".
HUB Odessa |
Еще один инновационный проект, связанный с сотрудничеством в рамках рабочего пространства, - "12 офисов", который инициировала команда Platfor.ma.
Основатели данной платформы отказались от аренды собственного помещения и в течение нескольких месяцев "кочевали" по офисам коллег из сферы дизайна, IT и медиа, тем самым осуществляя обмен опытом и "освежая" будни обоюдными идеями.
Разочарованием года стало прекращение работы над созданием арт-кластера "Выдубичи", о котором в начале 2013-го объявил театральный режиссер Влад Троицкий и на который творческое сообщество возлагало немало надежд.
Проведение "Гогольфеста" в промышленной зоне должно было стать этапом для ревитализации помещений, однако задумка так и не реализовалась, а работа над проектом, судя по всему, заморожена.
Городские исследователи
В нескольких украинских городах общественные активисты провели исследование "Культурная карта", которое позволило собрать воедино все социокультурные инициативы, реализующиеся в Николаеве, Днепропетровске, Одессе, Луцке, Луганске, Херсоне и Мелитополе.
Исследование сопровождалось встречами с представителями разных сообществ, обсуждениями насущных проблем городов и путей их решения. Результаты исследования в Николаеве приняли во внимание городские власти и начали предпринимать шаги по решению некоторых из озвученных проблем.
Это позволило в том числе и самим горожанам по-иному взглянуть на свое место, проанализировать те явления, которые им импонируют или разочаровывают. В этом смысле стоит отметить проект "Интересный Киев" - тематические прогулки по столице, которые позволяют по-новому посмотреть на привычные дома, памятники и другие городские объекты.
Инновацией в освоении городского пространства можно назвать проект дизайнера Игоря Скляревского Walk Kyiv, который создал ряд ироничных, но при этом остросоциальных табличек в городе.
На улицах появились, например, указатели "Аллея липовых каштанов", намекающий на эпический промах мэра Попова, и "Метро на Троещину", которое обещают построить уже много десятилетий.
Такие интервенции в городское пространство несут важную аналитическую функцию, позволяя горожанам осмыслить проблемы, которые возникают рядом с ними, и дают повод каким-либо образом на них повлиять.
В этом смысле стоит отметить и работу Скляревского во время Евромайдана: дизайнер создал навигацию для удобства участников протестной акции, а также сайт помощи "Галас", который аккумулирует просьбы и предложения помощи митингующим.
Новый украинский бизнес
2013 год был насыщен успехами и в бизнес-инициативах украинцев. Ребята, создавшие устройство для дистанционного развлечения домашних питомцев Petcube, прославились на весь мир – их проект собрал несколько сотен тысяч долларов на международной платформе Kickstarter.
Эта же платформа принесла успех молодым украинцам, создавшим бренд носков Sammy Icon, а также создателям первой настоящей вспышки для мобильных устройств iblazr.
Стоит отметить и платформу StartUp Ukraine, которая появилась в самом начале года и уже успела объединить сотни людей, мечтающих развивать честный и социально ориентированный бизнес в Украине.
Начав с "бизнес-завтраков" - встреч с успешными предпринимателями, - молодые ребята смогли создать сообщество людей, причисляющих себя к новому поколению бизнесменов, которые на первое место ставят любовь к делу, а не заработок любой ценой.
Данная платформа ставит целью развивать культуру предпринимательства в Украине: ее инициаторы считают, что изменить страну к лучшему могут именно представители малого и среднего бизнеса.
К слову, Евромайдан, как, кстати, и снегопад в марте, показал, что предприниматели занимают активную гражданскую позицию и в критических ситуациях проявляют эмпатию к людям, оказавшимся в, так сказать, нестандартных условиях.
Во время Евромайдана бизнесмены оказали (и продолжают оказывать) большую помощь – поставляли продукты питания, теплые вещи, помещения и оказывали финансовую помощь участникам протеста. В будущем году это точно отразится на социальной политике многих бизнес-проектов.
Социальные сервисы
В 2013 году активно развивалась сфера социальных сервисов для украинцев. Так, Национальная Ассамблея инвалидов вместе с рекламным агентством внедрили в Украине проект Wheelmap.org в помощь инвалидам.
На сайте можно увидеть карту городских объектов, где обозначена их доступность для людей на колясках. Любой неравнодушный может помочь инвалидам узнать, где не хватает пандусов.
Проект "Поездка" поставил цель помочь украинцам, передвигающимся по железной дороге, защитить свои права. Авторы инициативы – первые, кто обратил на это внимание и сделал приложение, которое отвечает на популярные вопросы и пассажиров и помогает корректно излагать свои претензии к "Укрзализнице".
Множество социальных сервисов появилось во время Евромайдана: на нескольких сайтах собиралась и демонстрировалась информация о просьбах и предложениях помощи участникам протестной акции. Также появилось приложение, которое позволяет отправлять SMS сразу нескольким адресатам нажатием одной кнопки. Был создан электронный бюджет Майдана в Харькове, который позволяет любому заинтересованному отслеживать финансовые передвижения.
В свою очередь, работники IT-сферы создали на Майдане свою площадку, где обсуждали и внедряли инновационные идеи в помощь митингующим, которые пригодятся обществу в будущем.
Из "офлайновых" сервисов стоит отметить инициативу "ВелоПатруль": энтузиасты из Киева вызвались провожать женщин по вечерам на велосипедах. Взятая из нью-йоркского опыта, эта инициатива имеет потенциал стать системной, но пока что энтузиастам не хватает ресурсов для полноценной реализации идеи.
Локальная экология
Этот год ознаменовался нестандартными подходами к вопросам экологии. Одна из прогремевших в обществе инноваций – экологический кинофестиваль Rover во Львове, который, к слову, получил возможность реализоваться благодаря народной поддержке - через "Спильнокошт".
Программисты из команды De:coded придумали, как при помощи велосипеда можно производить электричество, в данном случае – для просмотра кино. Педальные генераторы вырабатывают энергию и направляют ее инвертору, который создает постоянный и переменный ток, таким образом появляется электричество, на котором могут работать проектор, колонки и прочая аппаратура. Данный опыт можно использовать для любых других инициатив.
Один из ключевых ивентов экологической сферы – хакатон для экологических и энергетических инноваторов TeslaCamp. Это событие собрало десятки активистов с их проектами, направленными на развитие обновляемой энергетики в Украине, которые, само собой, окажут влияние на сохранение природы.
TeslaCamp |
Интересную инициативу представили киевляне из одного рекламного агентства – они провели субботник в парке на Нивках под названием "Ровная уборка". Энтузиастам удалось убедить киевлян в том, что заниматься уборкой парков - не просто полезно, но и весело, поскольку это хороший повод пообщаться с друзьями на природе, познакомиться с новыми людьми и, конечно же, освободить землю от мусора.
Также в этом году в Украине стали появляться места для сбора использованных батареек для их дальнейшей утилизации. Теперь такие пункты имеются практически в каждом относительно крупном городе. Эта инициатива хороша тем, что организовать такой пункт может любой неравнодушный: достаточно поставить в том месте, где вы работаете, специальный бокс. Когда коробка наполнится, ее нужно просто передать на утилизацию фирмам, которые этим занимаются.
В целом, экологическое движение в этом году наконец-то полноценно пришло к пониманию формулы "Мысли глобально, действуй локально".
Медиа-прорыв
Важнейшей инновацией 2013 года стало появление общественных медиа. Один за другим образовались проекты "Громадське радiо" и "Громадське телебачення", "СпильноTV"
Если бы не Евромайдан, возможно, эти проекты запустились бы только в новом году, но протестное движение заставило включиться в активную работу гораздо раньше.
Как результат – теперь у проектов есть мощная армия поклонников и уникальный формат подачи информации, который выработался в том числе на Майдане. Об успехе можно судить еще и по тому, что "Громадському радiо" гораздо раньше срока удалось собрать через краудфандинг на "Спильнокоште" необходимую сумму для будущей работы, а "Громадське телебачення" за первые четыре дня собрало на этой же платформе 160 тысяч гривен.
А это означает, что аудитория проявляет небывалое доверие к независимым журналистам, каковыми, конечно, являются сотрудники перечисленных медиа.
Общество меняется благодаря таким инициативам. А для того, чтобы они стали возможными, необходима среда, работающая по принципам непрерывного познания, живого обмена идеями, поиска эффективных и экологичных моделей сотрудничества и гибких форм взаимодействия. В этом году общество научилось взаимодействовать, но это лишь начало: все самое интересное – впереди.