Белгород-Днестровскую крепость построили масоны
Фигура состоит из десяти вмонтированных в кладку каменных ядер. Несколько десятков лет этот архитектурный элемент привлекает внимание исследователей, располагаясь на одном из самых видных мест крепости.
Тем не менее, разгадать его "тайну" до сих пор не удавалось. Почему-то, традиционно считалось, что это результат артобстрела или какой-то турецкий оберег.
В то время как изображение из десяти точек, выстроенных в виде правильного треугольника с центральным "ключевым" звеном - распространенный сакральный символ, известный еще со времен античности под названием тетрактис. Его изобретение приписывается Пифагору, но древнегреческий математик и философ мог заимствовать фигуру из древнеегипетских научных знаний - в египетской мифологии треугольник являлся эмблемой бога.
Тетраксис на фоне цитадели |
Тетрактис - верховный символ универсальных сил и процессов, которые имеют место во Вселенной. Круглый камень (каменная полусфера, ядро) - знак совершенства, символ силы концентрации и единства. Цифра 10 - священное число пифагорейцев. Оно считается интегральным, совершенным, завершенным и рассматривается в античной ментальности, как парадигма творения.
В эпоху средневековья философское и сакральное наследие Пифагора заимствовало масонство. Что неудивительно, поскольку геометрия - основной интеллектуальный инструмент "вольного каменщика" (франкмасона).
Слово "масон" первоначально обозначало именно зодчего, и было связано только с архитектурными и строительными работами. Расцвет готики повлек за собой рост авторитета строителей великолепных соборов, особенно руководителей работ и архитекторов.
Стены средневековых соборов сохранили изображения и самих зодчих, и изображения строительных инструментов, и стилизованные знаки "вольных каменщиков". Как и представители других специальностей, строители объединялись в профессиональные, "вольные" от феодальных повинностей гильдии (ложи), во главе с мастером.
Имя одного руководителей строительства Белгородской крепости сохранилось на мраморной таблице: "мастер Федорко", грек по национальности, который закончил к 1440 году по заказу молдавского господаря Стефана Воевода, возведение стен малого, Гарнизонного двора. В его системе и находится сегмент-пристройка с тетрактисом.
Архитектурный облик Белгорода восхищал средневековых путешественников и напоминал им крепость Галату в Константинополе, тогдашней столице Византии. Видимо, оба укрепления сооружены греческими зодчими, каковым и был Федорко - приглашенный профессиональный архитектор. "Мастер", в данном случае - очевидный титул цеховой иерархии.
Казалось бы, тайна "загадочного" треугольника раскрыта. Его соорудили задолго до начала турецкого периода в истории крепости (1484 год) византийские архитекторы. Но во время геодезических и чертежных работ на местности, мне с моим другом и коллегой Евгением Картеляном удалось обнаружить нечто неожиданное, что привело к новому открытию в иной области поиска.
При помощи теодолита и таблиц астрономического календаря выяснилось, что плоскость стены с расположенным на ней тетрактисом сориентирована на точку восхода солнца в первый день весны. Именно первого марта солнце впервые за год восходит на линии этой плоскости, пуская тень на каменные ядра фигуры.
В то время как 15 октября является последним днем, когда огромный треугольник открыт прямым лучам восходящего солнца. В последующий период года, до самой весны, солнце восходит с тыльной стороны пристройки.
Такое расположение сегмента крепости с тетрактисом - не случайно. Плоскость стены специально открыта для максимального освещения солнцем в период с начала весны до середины осени. Поскольку 1 марта и 15 октября являются ключевыми датами европейского аграрного календаря. Именно они определяют начало и завершение сельскохозяйственного сезона.
Более того, в византийском календаре с первого марта начинался отсчет нового года. Поскольку именно в пятницу 1 марта 1 года мировой эры, исходя из библейских предпосылок, был сотворен Адам. Это событие служило византийцам началом исчисления всей хронологии.
Первое марта считалось началом нового года еще у римлян. Характерно, что в юлианском календаре год состоял только из 304 дней или 10 месяцев, после которых шел безымянный и ненумеруемый, зимний период.
В силу неточности юлианского календаря, в Западной Европе в 1492 году первый день нового года были вынуждены перенести на 1 сентября. А спустя столетие, в ночь с 14 на 15 октября 1582 года, состоялся переход католических стран на более совершенный, Григорианский календарь.
День 15 октября в Византии, начиная с X в., отмечен религиозным праздником Покрова Святой Богородицы. В истории аграрных сообществ, это день считается концом сельскохозяйственного сезона, началом "мертвого" зимнего периода. До сих пор на юге Украины и в Бессарабии Святые Покрова считаются временем окончания работ в поле после сбора урожая. В этот день происходит первая встреча зимы, начинается период свадеб и покровских ярмарок.
После этого тетрактис предстал в новом свете - как огромный настенный хронометр, как архитектурный образчик сакрального функционализма. Такой крупный, по средневековым меркам, город, как Белгород (с населением более 20 тыс. человек), с развитой системой торгово-экономических отношений, не мог обойтись без своих общественных приспособлений для измерения среднегодичного, аграрного времени.
Солнечные часы были важнейшим, самым распространенным и простым хронометрическим приспособлением, действие которого основано на суточном или годовом движении Солнца по небесной оси. Солнечные часы изобрел еще в Древней Греции Анаксимандр Милетский, и первоначально это приспособление было предназначено не для измерения времени суток, а для контроля и корректировки календарных данных. Римский зодчий Витрувий описал уже не менее 13 видов солнечных часов.
В конце XIV века в Центральной Европе были распространены даже настенные вертикальные солнечные часы с горизонтальной теневой штангой, заимствованной из египетских образцов. В середине XV в. астроном и математик де Региомонт в Нюрнберге становится автором первого специального труда о солнечных часах. Создаются первые учебники по солнечным часам, теорию их действия стали преподавать в университетах Европы.
Другими словами, ко второй половине XV в. (время окончания строительства Белгородской крепости) европейские математики и астрономы прекрасно понимали, что Солнце является надежным хроноиндикатором, корректирующим любой календарь. Особенно в условиях несовершенства юлианской системы, принятой еще в 46 г. до н.э.
При таком положении вещей тетрактис служил своеобразным астрономическим репером, определяющим календарное начало весны. Не исключено, что с его помощью происходила ежегодная корректировка существующего календаря именно юлианского образца, о чем свидетельствует наличие "мертвого", зимнего периода в "работе" треугольника.
Именно в этот период 2008 года мы с коллегой занимались кабинетными и полевыми изысканиями. Оставалось проверить теоретические выводы на практике, дождавшись первого марта. Встречая рассвет у тетрактиса по юлианскому календарю, мы ожидали подтверждения результатов, но никак не появления новых сюрпризов.
Едва восходящее солнце пустило первые тени на каменные полусферы, как на плоскости стены, восточнее вершины треугольника, "проявился" не виденный нами ранее барельеф. В существующих описаниях крепости он не был известен. И не удивительно - барельеф можно заметить лишь в "активный" период года, ранним утром, при наличии солнечной боковой тени. Это криптограмма, которую зодчие пытались скрыть от глаз "непосвященных" в характерной средневековой манере.
Едва солнце зашло за плоскость стены, как таблица с высеченным рисунком "исчезла". Она изготовлена из белого сарматского известняка и вмонтирована в кладку стены, не выделяясь из ее структуры.
Контуры видны лишь при боковом освещении |
Изображение окантовано рамкой в виде арки с полукруглым сводом и разделено на четыре части, каждая из которых занята отдельным элементом. Верхнюю часть композиции занимает треугольник, перевернутый вершиной вниз, от которой отделяется капля. Внутрь фигуры вписан малый треугольник, вершина которого увенчана символическим изображением "всевидящего ока".
Под треугольником находятся два сосуда: кувшин и ваза. Кувшин с приталенным туловом, одной ручкой и куполовидной крышкой на венчике. Высоким изогнутым носиком он развернут в сторону двуручной вазы с приземистым, приталенным туловом, в которой стоят четыре розы в разной степени цветения. Первый справа цветок отличается упругой, вертикально стоящей ножкой, на которой покоится зрелый, мощный бутон.
Рядом цветок на высокой ножке, который полностью распустился. Третий цветок несколько ниже второго, его ножка подкошена, закрытый бутон с едва заметными признаками увядания. Наконец, последний, четвертый цветок, самый вялый. Ножка почти падает под тяжестью увядшего бутона.
Нижняя часть композиции, между поддонами двух сосудов, занята ромбом с четырьмя точками внутри.
Расшифровка криптограммы не вызывала особых трудностей, поскольку каждый из этих символов обладает глубокой семиотической насыщенностью и по отдельности встречается в мифологии и этнографии большинства земледельческих народов Евразии на протяжении тысячелетий. В изображении зашифрована идея развития всего аграрного цикла: от засева поля, до сбора урожая и его хранения. Указаны силы природы, от которых этот цикл зависит.
Верхнее поле, символизирующее небесную сферу (область божественная), занято одним из наиболее мощных и универсальных символов, который обозначает "воду, плодовитость, дождь, божественную милость". Перевернутый треугольник - знак необычайно древний. Это символ "женского начала", "лунный знак". Поэтому не что иное, как пролитый с небес дождь символизирует собой капля, стремящаяся вниз от вершины треугольника. А божественную милость этого явления подчеркивает "всевидящее око господа", расположенное в середине фигуры.
От падающей капли напрямую зависит нижняя часть изображения (область земного), поскольку здесь находится ромб с точками внутри - один из древнейших и наиболее распространенных земледельческих символов. Академик Рыбаков называл эту композицию "ромбо-точечным орнаментом", которая символизирует собой засеянное поле.
Эта символика необычайно распространена со времен энеолита (ромб с точками присутствует на многих трипольских женских статуэтках и керамике), вплоть до наших дней (узоры на писанках, вышиванках, рушниках). Семантика его не выходит за рамки магии плодородия, в которой ромбы с точками нередко соседствуют с идеограммами небесной воды и дождя.
Ваза с розами - давний символ "плодородия вод". В христианской традиции роза символизирует "божественную" гармонию мироздания. В нашем случае четыре цветка символизируют смену четырех времен года. Различная степень состояния каждого цветка означает восходящие (теплые, живые) и нисходящие (мертвые, холодные) времена года.
Изображение закрытого кувшина еще со времен античности обозначает сохранность урожая, достаток и богатство в доме.
Средневековье - это зашифрованный символизм. Поэтому криптограмму следует рассматривать не только в едином стратиграфическом, но и функциональном контексте самого тетрактиса.
Сегодня пифагоров треугольник по-прежнему "работает", как и пятьсот лет тому назад. Нами собран небольшой каталог схематического распределения теней применительно к некоторым датам в период функционирования тетрактиса.
Уже сейчас очевидно, что длина, направление и даже контрастность теней на фигуре зависит от времени года. Каждый новый день дает очередную разновидность теней, которые позволяют, при определенной сноровке, ориентироваться в календарном цикле даже современному наблюдателю.
С изобретением более точных механизмов для контроля времени и корректировки календаря, пифагоров треугольник утратил свое первоначальное функциональное значение. Издавна процедура контроля времени, течение которого подвластно лишь Богу, считалась священной.
Общий вид очень красивой крепости |
Вот почему античный тетрактис, как хронометр, в Европе трансформируется в символ божественности ("Священная пирамида" со всевидящим оком), который перекочевал в христианскую традицию.
Сегодня ряд косвенных признаков позволяют связывать происхождение тетрактиса с более ранним, генуэзским периодом в истории Белгорода (конец XIII в.). Однако проблема узких датировок остается пока открытой.
Другой первостепенной задачей в исследованиях видится поиск аналогий уникальному (не только в отечественном, но и европейском масштабе) памятнику средневекового зодчества, коим является пифагоров тетрактис на стенах Белгород-Днестровской крепости.
Андрей Красножон, кандидат исторических наук, специально для УП.Жизнь
Все фото автора