Тест

Зачем взрослым военный парад детей

Недавно в Ростове-на-Дону прошел Парад детей, облаченных в форму различных военных подразделений.

В Параде "детских войск" участвовали больше 600 детей в возрасте от 4-10 лет. Это мероприятие проходит уже шестой год подряд.

"В параде приняли участие воспитанники детских садов "Журавушка", "Колокольчик", "Теремок", "Ласточка", "Веселинка", "Звездочка", "Волшебный городок" и "Радость". Каждое "подразделение" продемонстрировало свои знамена и девиз. Командовал парадом командир батальона 175-й бригады управления Южного военного округа подполковник Вадим Мартя. Организатором выступил командующий войсками Южного военного округа генерал-полковник Александр Галкин", - гордо сообщают российские СМИ.

С точки зрения психолога, военный парад детей - признак глубинного нездоровья общества. Если не брать в счет Олимпиаду, за последние годы Россия не улучшила показатели ни по одному из общепринятых мировым сообществом критериям прогресса (индекс качества жизни, индекс человеческого развития, индекс экономического роста (ВВП), индекс экономической свободы, оценка уровня социального равенства по коэффициенту Джини, индекс толерантности).

На фоне экономического спада и ухудшения условий жизни со стороны населения наблюдается колоссальный патриотический подъем и почти тотальная поддержка режима. Стоит задуматься о рычагах, запускающих общественную волну патриотизма.

Приобщение детей к милитаризации – самый гнусный способ манипулирования, последний козырь в формировании в общественном сознании образа врага и необходимости быть готовым защищаться. К сожалению, процессы, противоречащие фундаментальным законам детской психологии, происходят в России при содействии Министерства образования и науки и Министерства обороны.

На этом примере я бы хотела вскрыть некоторые подводные камни "патриотического" воспитания и предложить украинским реформаторам задуматься о назревшей необходимости создания украинской национальной идеи как основы для реформы в сфере образования и не только.

По законам психологии, эмоциональное и физическое здоровье человека напрямую зависит от того, насколько в детском возрасте, когда ребенок беспомощный и уязвимый, значимые взрослые сумели обеспечить ему чувство физической и эмоциональной безопасности.

[L]Чем меньше было это чувство безопасности, тем больше человек травмирован, тем глубже в психике укоренились защитные механизмы. Защитные механизмы – это неплохо, когда-то они сослужили ребенку хорошую службу, благодаря им он смог выжить и приспособиться.

Гораздо хуже, когда образ врага/агрессора и необходимость в любой момент быть готовым защищаться настолько укореняется в сознании, что диктует способ поведения всю оставшуюся жизнь.

Так формируется ощущение жертвы, так люди бытовом общении могут годами ходить по "треугольнику Карпмана" ("жертва" - "агрессор"-"спасатель"), так же формируется и "фиксированное" (закрытое) мышление ("fixed mindset"). Ощущение небезопасности не позволяет человеку мыслить критически, допускать и воспринимать другие точки зрения ("multiperspectivism"), проявлять эмпатию, креативное мышление, строить здоровые отношения и быть продуктивным.

Ощущая постоянную угрозу, человек склонен проявлять агрессию или аутоагрессию, и то и другое ведет к нездоровью. Внедрение в сознание детей тематики возможной войны через средства массовой информации, компьютерные игры и военные демонстрации – это культивация чувства небезопасности.

Я всегда интуитивно была против патриотического воспитания как отдельного направления в образовании. Но только сейчас, пожив в России, могу это объяснить.

Патриотизм как осознание своей идентичности, как способность видеть уникальность своей страны и себя как ее гражданина в более широком контексте и свой путь служения некой миссии, большей, чем ты сам, должен формироваться через культуру и творчество, но ни в коем случае не через выпячивание военной тематики, подразумевающей обработку детского сознания убеждениями в пользу военных или "духовно-ценностных" преимуществ одной нации над другой.

Сама по себе концепция "патриотического воспитания" подразумевает насаждение этноцентрического мышления. Согласно интегральной теории Уилбера, это следующая стадия после эгоцентрического мышления.

Если эгоцентрическое мышление подразумевает заботу только о себе и принятие во внимание только своих интересов, то этноцентрическое мышление подразумевает принятие во внимание интересов исключительно своего этноса. В России патриотическо-этноцентрическое воспитание подкрепляет взятый курс на милитаризацию. Из истории XX века мы знаем, к чему это может привести.

Чтобы стране выжить и преуспеть в современном мире, массовое сознание должно быть открыто к сотрудничеству на принципах равенства, толерантности и мультикультурности.

Мир глобализации он такой, и чем дальше, тем больше. Формируя этноцентрическое сознание в детях, в долгосрочной перспективе мы делаем Родине медвежью услугу.

Яды нездорового "патриотизма" проникают в бессознательное и отравляют мышление. После такой обработки не у многих остается шанс расширить горизонты в пользу мироцентрического мышления – более зрелой стадии развития сознания.

Возможно, опираясь на российский опыт, Украине настало время пересмотреть концепцию патриотизма?

Кто такой патриот Украины? Какие существуют объективные основания для гордости быть украинцем? Какие качества характера и обязанности(!) предполагает громкое звание "патриот" (помимо готовности защищать территорию и знания слов гимна)? Чем концептуально патриот отличается от не-патриота?

По моему мнению, феномен детского военного парада в Ростове - ценный материал для украинских реформаторов.

Российский опыт важно анализировать, извлекать из него уроки.

Хоть в России и нет официально озвученной национальной идеи, но сейчас, она прослеживается как никогда четко и ясно.

В марте 2015 Министерство образования и науки подготовило документ "Стратегия развития воспитания детей", который формирует основы государственной политики в сфере детского образования.

Новая Стратегия делает акцент на программах патриотического и военно-патриотического воспитания и развитие активной гражданской позиции, основанной "на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества".

При этом что такое "традиционные ценности" в документе не объясняется. "Это означает, что в первую очередь у детей должно воспитываться чувство гордости за то, что они граждане России", —прокомментировал руководитель рабочей группы по разработке стратегии Владимир Филиппов газете "Коммерсант". По данным издания, "Стратегию развития воспитания" поручил разработать президент России Владимир Путин в 2012 году.

Этот документ - заданная траектория развития целого поколения.

Важно помнить, что в сознании россиян критерии гордости за то, что ты гражданин России, не определяются улучшением общепризнанных в мировом сообществе экономических и социальных показателей.

Гордость за то, что ты гражданин России, подразумевает расширение границ влияния "русского мира".

Мировое сообщество может рассматривать внедрение этого документа как долгосрочный прогноз будущих действий России в отношении своих соседей.

Возможно, и Украине стоит начать новый виток реформ со "Стратегии развития и воспитания детей"? С новыми смыслами, которые вкладываются в патриотизм и воспитание украинцев?

Соседей не выбирают. Как бы это грустно не звучало, но без национальной идеи и ценностей, закрепленных на уровне украинской идентичности и пропитанных в общественном сознании, Украина не сможет долго противостоять растущей потребности патриотов России подпитывать свою этноцентрическую гордость.

Даже ростовские дети уже готовы защищать "русский мир" в бывших союзных республиках. Хотим ли мы как народ ограничится выполнением функции буфера между Россией и Западом? Можем ли мы предложить мировому сообществу что-то более привлекательное на правах равноправного партнерства?