Как работают украинские консулы
На днях в Ростове-на-Дону было совершено нападение на Генеральное Консульство Украины. Помимо взрыва и разбитых стекол, здание Консульства забросали яйцами, помидорами и зеленкой. На следующий день под зданием консульства состоялся стихийный пикет.
Участники пикета с российскими флагами протестовали против политики Киева по дискредитации России на международной арене.
Последние полтора года я прожила в Ростове-на-Дону, где имела возможность соприкоснуться с реалиями работы украинских дипломатов в сегодняшней России. Неделю тому назад вернулась в Украину.
Проходя мимо парковки тщеславия на улице Мельникова, где находится здание КИМО, и услышав о продолжающемся буме на поступление в Институт международных отношений (КИМО), решила поделиться своими впечатлениями сквозь призму реформы образования в Украине. Возможно, эти зарисовки из жизни одного Генерального Консульства помогут внести чуть больше осознанности в выбор, который делают студенты и абитуриенты, поступая на факультет международных отношений, расширить понимание личных и профессиональных вызовов, с которыми на сегодняшний день сталкиваются украинские дипломаты.
В моем лице можно узнать типичного выпускника КИМО с несколькими высшими образованиями, знанием нескольких иностранных языков и несостоявшейся дипломатической карьерой.
Но когда в 2001 я поступала в КИМО, то была полна решимости представлять интересы страны на международной арене. Впрочем, это не мешало и до поступления, и во время своей учебы пребывать в иллюзиях об образе жизни дипломатов.
Я почему-то думала, что дипломатические будни проходят в работе с бумагами, на которых чеканно написано RSVP, в красивых залах для приема делегаций и джентльменских клубах, где мужчины, обмениваясь мнениями о внешней политике, раскуривают сигары, а дамы в бриллиантах обсуждают благотворительные инициативы.
Вообще у абитуриентов очень смутное понимание сути их будущих профессий и навыков, и качеств, необходимых, чтобы преуспеть в профессии и в жизни. Из года в год выпускники добиваются "места под солнцем в КИМО", движимые стереотипом об "элитном" образовании.
Миф очень удобен всем участникам учебного процесса – и студентам, и родителям, и администрации. Всем это приносит свои дивиденды и психологические, и материальные.
В 2007 году я стала обладательницей красного диплома магистра международного права. Я получила качественное гуманитарное образование, успешно сдав историю и теорию международных отношений, дипломатический протокол и этикет, право международных организаций, право международных договоров и множество других дисциплин.
Но лишь много лет спустя я поняла, насколько эта теория далека от навыков и качеств, которыми должны обладать дипломаты и руководители других служб и ведомств, которых готовит КИМО и Дипломатическая Академия.
Могу с уверенностью сказать, что большинству украинцев сложно себе даже вообразить, что на сегодняшний день представляет из себя работа сотрудников Генерального Консульства Украины в Южном федеральном округе РФ.
Уверена, что ни одна дипломатическая миссия, ни в одной стране мира не работает в условиях подобного политического прессинга и психологического напряжения. Впрочем, они уже привыкли.
Привыкли к ярлыкам "фашисты, бандеровцы, представителями хунты". Привыкли к частым антиукраинским демонстрациям и пикетам. Привыкли к незримому контролю за собой. Привыкли к неопределенности, ведь двух сотрудников уже отправили домой, объявив персонами нон-грата без объяснения причин. Оставшимся приходится привыкать к риску разбитых стекол, следам яиц и зеленки на стенах у себя на работе.
До осени прошлого года украинские дипломаты Виталий Москаленко, Александр Ковтун и другие совместно с Международным комитетом Красного Креста организовывали отправку домой раненых украинских пограничников, военнослужащих Вооруженных Сил Украины, включая, к сожалению, и 200-ых.
Сегодня консулы ищут по российским СИЗО и помогают вернуть на территорию Украины военнопленных, работают с правозащитниками в интересах тех граждан Украины, кого незаконно выкрали, кто подвергается пыткам, кого пичкают психотропами и заставляют подписывать признания "в распятии мальчиков", кто месяцами содержится под стражей без возможности встретиться с адвокатом.
Украинского консула знают во всех местных госпиталях Ростова -на -Дону. Ежедневно на пер. Халтуринском перед Консульством выстраиваются очереди. Консульство помогает в восстановлении документов сотням граждан Украины, многие из которых вынуждены были бежать на территорию России не из-за политических убеждений, а из-за невозможности физически попасть на безопасную украинскую территорию.
[L]Нет, я никого не отговариваю от дипломатической карьеры. Я лишь за чистоту мотивов, осознанность и ответственность в принятии сложного решения о своем личном и профессиональном призвании, несмотря на юный возраст абитуриентов. В случае дипломатической карьеры личное и профессиональное неотделимы – ты посланник своей страны и носитель определенного набора ценностей в одном лице.
В сегодняшней ситуации лидерские качества, умение выживать в самых сложных условиях, сохранять ясность ума, мыслить аналитически и контекстуально, видеть "широкую перспективу", интуитивно предвидеть развитие событий и глубинный, самоотверженный патриотизм, основанный на постоянном саморазвитии – это "джентльменский набор" любого дипломата и руководителя.
Вот несколько практических советов для сегодняшних студентов и выпускникам школ, который в этом году планируют поступать в КИМО с мыслями о дипломатической карьере:
1) Если вам перестали подавать руку и приглашать на дипломатические приемы, не переживайте. Это часть работы, ничего личного.
2) Если вам говорят, что Украины больше нет, а есть фашисткая хунта, а вы ее представитель, не расстраивайтесь. История все расставит на свои места.
3) Если вас просят отправить семью на Родину из-за отсутствия гарантий безопасности, не отчаивайтесь, скоро привыкните. К тому же, у вас есть право на отпуск раз в году.
4) Если на улице перед Консульством неизвестные, завернутые во флаг России, просят вас подписать петицию, чтобы человека с вашей фамилией объявили персоной нон-грата, не обижайтесь на них. Можете расспросить, чем этот самый им не угодил, и подробно узнать о своих подвигах. Будет что внукам рассказать.
5) Когда заходите в больницу к военнопленным гражданам своей страны, находящимся на территории страны-агрессора, важно быстро напомнить им о военной тайне и о том, что Родина с ними. Быстро потому что очень скоро вас могут вывести под белые рученьки, несмотря на дипломатические иммунитеты.
6) Если будучи окруженным камерами российских каналов вы ведете переговоры с террористами-ополченцами, незаконно вывезшими из "Дома Малютки" ЛНР автобус с детьми-инвалидами, помните, что у детей есть график приема лекарств и каждая дополнительная минута представляет угрозу их здоровью. Российские СМИ будут говорить об этом и о вас как об еще одном карателе, а не об обязанности Украины опекать своих граждан.
7) Дипломатические номера и корочка могут служить серьезным преимуществом по улучшению кармы. Вы можете спасти много жизней. Но если вы теряете сознание при виде крови, не стоит становиться украинским дипломатом. Тоже самое касается женских и мужских слез. Дипломатия нынче - ремесло для людей с устойчивой нервной системой.
8) Не ищите через образование признания и статуса. Не тешьте себя иллюзиями о том, что диплом Института международных отношений волшебным образом станет пропуском в сигарные клубы для взрослых мальчиков и салоны для девочек. Современные украинские дипломаты - государевы люди из бедной, воюющей, ищущей свой путь страны. Такая служба подходит только истинным патриотам.
Для того чтобы полноценно и эффективно выполнять свою работу в условиях гибридной войны, быстро меняющихся обстоятельств и постоянного давления со стороны разных участников процесса, украинские дипломаты должны обладать особыми психологическими качествами и навыками, которым пока недостаточно обучают в высших учебных заведениях.
В частности, это стрессоустойчивость, когнитивная гибкость (умение смотреть на проблему с разных точек зрения), креативность, социальный и эмоциональный интеллект, лидерство.
Если вы все-таки чувствуете в дипломатии свою "дхарму" (так в древней Индии называли индивидуальное высшее предназначение), позвольте дать несколько советов:
1) Используйте время семинаров, чтобы работать с преподавателями над реальными кейсами. Чем сложнее жизненные ситуации, тем лучше. Играйте в живые "дебаты", учитесь защищать точки зрения разных участников ситуации или конфликта. Умение поставить себя в позицию контрагента – один из самых важных навыков для дипломата.
2) Поставьте себе за цель на протяжении 4-6 лет учебы развить в себе те самые "soft skills", необходимые для эффективной работы дипломата и не только. Повторюсь, это стрессоустойчивость, умение работать в условиях постоянного напряжения, гибкость, креативность, эмоциональный и социальный интеллект.
3) Уделите время и внимание получению знаний по психологии. Особенно поведенческой психологии, психологии конфликтов, практическим приемам медиации, эволюционному лидерству. В сегодняшних условиях это поможет вам гораздо больше, чем выученные наизусть положения Венской конвенции или Устава Совета Безопасности ООН.
4) Инвестируйте свое время в укрепление нервной системы. На сегодняшний день умения владеть собой и быть эффективным в условиях хронического стресса - серьезное конкурентное преимущество.
И еще. Мы ежедневно благодарим военных, волонтеров, психологов, которые в эти тяжелые дни служат на благо Украины. Давайте будем помнить и об украинских дипломатах. Особенно в тех, кто работает в России. Они очень этого заслуживают.
Полезная литература:
1. Барретт Браун "Будущие лидеры сознательного капитализма"
2. Дон Бек и Крис Кован "Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке"
3. Манфред Ф.Р. Кетс де Вриес "Лидер на кушетке. Клинический подход к изменению людей и организаций"
4. Дениел Гоулман "Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ"
5. Кен Уилбер "Интегральное видение"