Ещё один полуостров
Вот уже два месяца Мариуполь находится в частичной транспортной блокаде. Город - как полуостров, соединен с Украиной только маленьким кусочком суши, попасть на который можно лишь на автобусе.
Для кого-то это просто неудобство, а для кого-то – реальная проблема. На днях позвонила женщина, рыдала в трубку. Ее дочь – студентка, учится в Харькове. Женщина не может отправить ее на учебу. Из Бердянска поездов на Харьков нет, поехали в Запорожье – а там говорят, все билеты проданы, есть только дорогущие СВ.
Раньше ее девочка приезжала домой поездом "Мариуполь-Харьков" каждые выходные, а теперь не сможет приехать до конца учебного года. Крупнейший промышленный центр страны, самый многочисленный город Донецкой области на неоккупированной территории оказался отрезанным от Украины.
При этом создается впечатление, что в Киеве такое положение дел всех очень устраивает. Для тех, кто, возможно, не в курсе, с чего вдруг возникли такие сложности, поясню. Транспортные проблемы Мариуполя начались в конце прошлого года. 23 декабря в городе был совершен теракт – взорван железнодорожный мост в Ильичевском районе города, из-за чего поезда стали ходить до станции Сартана (пригород Мариуполя).
А 20 января был взорван мост под Розовкой. Тут уже стало совсем не до шуток – поезда в принципе не смогли доходить до города, и их повернули на Бердянск (80 км от Мариуполя).
[L]В январе, отвечая на официальный запрос, пресс-служба "Укрзализныці" заверяла: как только взорванные мосты будут восстановлены, поезда снова вернутся в Мариуполь. Но расстояние от слов до дела оказалось таким же далеким, как путь мариупольца до столицы. На сегодняшний день оба моста восстановлены, грузовые составы идут в город без перебоев. Но почему-то до сих пор пассажирское сообщение не восстановлено.
Формальная причина, на которую ссылаются в УЗ, - небезопасно. Аргумент, по меньшей мере, удивительный. Позволю себе напомнить, что "Укрзализниця" не боялась пускать поезда по Донецкой области в самый разгар АТО. Пассажирские составы курсировали в Славянск даже во время ведения там открытых боевых действий. Буквально накануне подрыва моста в Мариуполе, УЗ осмелела настолько, что придумала новый очень дешевый поезд из Мариуполя в оккупированный Крым. И было не страшно, что вместе с пассажирами в город приедет оружие.
А теперь, когда колея из Мариуполя проходит только по территории, контролируемой Украиной, когда все стратегические участки пути охраняет Нацгвардия, руководству железной дороге почему-то стало боязно приезжать в полумиллонный город. Думается, на самом деле вопрос не в страхе.
Кажется, что руководство "Укрзализниці" уже несколько лет вынашивает план превращения Мариуполя в отрезанный город. Еще в 2012 году начали одно за другим закрывать направления пассажирского ж/д сообщения. Тогда были похоронены пассажирские составы на Липецк, Полтаву, Минск, Санкт-Петербург, Львов. Последний, правда, под давлением общественности все-таки восстановили, но в виде одного прицепного вагона.
Тогда это делалось в интересах благословенного Донецка. Была цель переключить все основные транспортные потоки и деньги на областной центр, оставив в конечном итоге Мариуполю только грузовые перевозки. Они выгоднее, их не нужно дотировать. И единственно, что в условиях тупиковой ветки мешало максимально загрузить ж/д дорогу товарняком, - это пассажирские составы. Убрать их – и нет проблем. Для руководства железной дороги, понятное дело.
Проблемы пассажиров здесь никого не интересовали. Не интересуют и сейчас. Похоже, УЗ элементарно использовала формальный повод – войну, для того чтобы решить эти свои стратегические задачи.
Результат такой стратегии в Мариуполе ощутили в полной мере: десятки людей потеряли работу. Новенький с иголочки, недавно отремонтированный вокзал простаивает. Там работает только касса и туалет. Привокзальная инфраструктура фактически умерла.
Вагоны, принадлежащие бывшей ДЖД и "квартировавшие" в мариупольском депо, растащили Юго-Западная и Приднепровская "железки". А в Мариуполе остались запертыми полмиллиона человек, которые чувствуют себя ненужными в своей стране.