Освобождение Мариуполя от Донбасса
В Мариуполе начали сбор подписей за изменение административного статуса города. По последним данным, на электронном и бумажном подписных листах оставили свои автографы уже около трех тысяч человек. Это немного.
Но инициатор акции Элеонора Гайворонская не скрывает, ее цель – не количество, а, скорее, изучение общественного мнения. А оно сегодня в Мариуполе - от категоричного неприятия города как части Донбасса до острого нежелания что-либо менять из страха "как бы чего не вышло".
Вопрос административного статуса города возник не сейчас. История взаимоотношений Донецка и Мариуполя всегда была непростой. Мариуполь был городом уже тогда, когда на месте нынешнего Донецка не было даже поселка. Долгие годы он превосходил бывшую Юзовку и по численности населения, и по темпам промышленного развития.
Вообще, Мариуполь никогда не был рядовым населенным пунктом. До 1923 года он был центром Мариупольского уезда, после 23-го года стал центром Мариупольского округа.
Выгодное экономическое положение, торговые пути, порт, некогда судоходная река – все это привлекало сюда иностранные инвестиции. Ситуация начала меняться в 1924 году, когда маленький заводской поселок Юзовку неожиданно переименовали в Сталино. Как мы понимаем, с таким названием у него был только один путь — вперед к успеху.
А вот для Мариуполя с этого времени начинается перманентная борьба за свои права. Городу приходилось поступаться Донецку в финансовых, правовых, социальных вопросах. С каждым годом это противостояние двух городов только усиливалось. Апофеозом этой необъявленной конкуренции стали пресловутые 90-е.
[L]К моменту распада СССР в Мариуполе было около ста крупных и успешно работающих предприятий. Некоторые из них были известны далеко за пределами Украины, и это не только два металлургические гиганты, но и, например, Мариупольский ликеро-водочный завод.
Город был донором для бюджетов всех уровней – от Донецка до Москвы. Горожане не без оснований полагали, что независимость Украины позволит избавиться от киевского и московского сит, через которые просеивались заработанные в Мариуполе деньги. А сэкономленные средства будут направлены на реальное улучшение благосостояния горожан. Так здесь считали. Но сложилось по-другому.
Криминальные разборки, которые накрыли все постсоветское пространство, в Мариуполе приобрели характер междугородней конфронтации. Перестрелки, громкие заказные убийства происходили главным образом за передел сфер влияния между донецкими и мариупольскими криминальными группами.
Именно на фоне этого вооруженного криминального противостояния канули в Лету Мариупольский ликеро-водочный, пивоваренный заводы, мясокомбинат и много других предприятий, которые элементарно угробили, чтобы расчистить рынок Мариуполя для донецкого бизнеса. Война Донецка и Мариуполя не прекращалась все годы независимости Украины.
Например, как только Партия регионов победила на парламентских выборах 2007 года, у крупнейшей торговой сети по продаже книг и канцтоваров в Мариуполе отобрали право на печать и доставку школьных учебников. Естественно, что госзаказ отдали никому не известной маленькой полиграфической компании из Донецка. А таких примеров масса.
Донецкий бизнес давил и наступал. Не удивительно, что как только появилась возможность выйти из-под диктата Донецка, в Мариуполе об этом заговорили всерьез. Для многих мариупольцев придание городу статуса областного центра Донецкой области либо создание новой области – Приазовской – с центром в Мариуполе сродни освобождению от гнета.
Ситуацию подогревает сомнительное положение нынешней столицы Донбасса. И в этой связи уже абсолютно не важно, будет ли Донецк оставаться в оккупации, либо получит особый статус согласно минским договоренностям – в любом случае, он уже не сможет стать полноправным административным центром Донецкой области. Как долго область будет существовать фактически без центра?
Когда, наконец, в Киеве заметят абсурдность пребывания губернатора Донетчины Кихтенко в Краматорске, только потому, что у него там дача? Город - герой Мариуполь требует особого внимания сегодня. И особого финансирования. До недавнего времени все бремя расходов по обеспечению переселенцев, укреплению оборонных рубежей, частично – содержанию военных баз ложилось на плечи местного бюджета и, конечно, волонтеров, неправительственных организаций и фондов.
Мариуполю приходится искать деньги на восстановление пострадавших от обстрелов домов в Сартане, на Восточном. Нужны огромные ресурсы.
В Мариуполе всерьез считают, что придание городу областного статуса поможет существенно облегчить финансовое бремя для городской казны. Сомнения одолевают людей, когда вопрос заходит, а в составе какой области должен оставаться Мариуполь.
"Мы считаем невозможным Мариуполю в нынешней ситуации быть областным центром Донецкой области. Это просто нелогично. Но и к созданию Приазовской области с центром в Мариуполе многие пока относятся настороженно, - говорит общественный активист и волонтер Элеонора Гайворонская.
Те, кто ходил на так называемый референдум в мае, вообще боятся теперь ставить какие-либо подписи. Они опасаются, что создадут много новых проблем и себе, и другим, как это уже случилось после 11 мая. Боятся неразберихи, осложнений. Они хотят мира любой ценой.
Но есть еще и прослойка тех, кто хорошо помнит, сколько потерял город из-за диктата Донецка. Эти люди ждут освобождения Мариуполя от Донбасса.