Национальна идея: что Украина может противопоставить агрессии

104
28 травня 2015

Прожив последние полтора года в России в связи с работой мужа в международной организации, я увидела результаты воздействия яркой, эмоционально-приятной и поэтому быстро укоренившейся в массовое сознание новой национальной идеи, основанной на принципах военно-патриотического воспитания и "традиционных" российских ценностей.

После этого опыта я могу уверенно сказать, что Украине остро необходима национальная идея и глубинная реформа системы образования не только детей, но и взрослого населения. 

В 90-х - начале 2000-х годах тема национальной идеи была настолько заезжена, что в сознании осталась лишь слова Шевченко "Борiтеся – поборeте!". Создается впечатление, что после серии провальных философских дискурсов, именно это стало украинской национальной идеей, и наш народ до сих пор старательно выполняет заложенную программу.

Возникает вопрос: что может стать альтернативой нескончаемой борьбе (за независимость, признание, территорию, против коррупции…)?

Что если национальная идея государства, где основу экономики составляют инновации и творчество (а это единственный путь к устойчивому развитию и процветанию для страны в современном мире), задавала бы требования к человеческому капиталу, который рождается, растет, воспитывается и образовывается данной нацией? Как сделать так, чтобы украинское гражданство в любой точке мира стало бы своеобразным "знаком качества"?

Мы знаем, что все начинается с людей, но все еще верим во всемогущую силу системы.

При этом забываем, что государственная система состоит исключительно из отдельных индивидуумов. У каждого - помимо личного опыта и формального подтверждения "образованности" в виде дипломов – свойственных только ему уровень IQ и когнитивных способностей, эмоционального интеллекта, морального интеллекта (moral intelligence), степень развития самоконтроля и эмоционально-волевой регуляции, свои особенности мышления и памяти, качества характера, своя степень устойчивости к стрессу и показатели здоровья физического тела.

Если смотреть сквозь призму нейробиологии, то за этим всем стоит нервная система конкретного Ивана Ивановича Иваненко, которая создает его мозгу возможность управлять его телом, обучаться, запоминать, распознавать эмоции, создавать отношения, противостоять хроническому стрессу и выдерживать неопределенность.

При наличии современных технологий и способов психодиагностики человека можно объективно оценить на наличие всех этих качеств, включая склонность к творческому, нестандартному мышлению и созданию инноваций. Новые технологии позволяют диагностировать любые психофизиологические показатели, особенности работы мозга и нервной системы максимально объективно с помощью устройств психофизиологического тестирования (например, российские разработки "Эгоскоп", "Энцефалан", "Психофизиолог" и др).

С помощью современных западных диагностических методик и научных знаний из области науки о мозге и виртуалистики на сегодняшний день возможно не только оценить когнитивные способности и функциональный статус (ключевые аспекты здоровья) человека, но и понять его "виртуальную реальность", логику действий, жизненные ценности.

Представьте, перед назначением на важную должность, мы можем оценить Ивана Ивановича на предмет жизненных ценностей, спрогнозировать его способы поведения в случае этических дилемм и конфликтных ситуаций.

Подобная комплексная диагностика широко известна в практике наиболее "сознательных" компаний. Подбирая людей на ответственные должности, акционеры хотят быть уверены в том, что интеллектуальный, эмоциональный, физический и ценностный/этический ресурс управленца достаточный, чтобы мотивировать и вести в светлое будущее большую группу людей с учетом интересов всех "стейкхолдеров".

Что мы можем вынести из современных достижений науки, бизнеса и технологий? Как понять, какие качества характера и навыки необходимы нации, чтобы преуспеть в современном мире?

В рамках дискурса о национальной идее, предлагаю помечтать.

Какими могли бы быть люди, которые точно приведут Украину к прогрессу и процветанию? Не это ли главный "заказ" украинского общества на сегодняшний день?

В 2014 году Барретт Браун, один из известных консультантов, который работает с масштабными трансформациями в различных организациях и странах по всему  миру, издал материал под названием "Будущие лидеры сознательного капитализма".

"Мы уже вступили в новую эпоху лидерства – более требовательную, сложную и стремительно меняющуюся" - утверждает Браун.

В XXI веке компаниям, которые стремятся процветать и действовать в рамках концепции сознательного капитализма, нужны лидеры с невиданными ранее способностями и готовностью к самоотдаче.

Не понимая происходящих изменений, многие современные лидеры оказываются в затруднительном положении именно потому, что что не могут приспосабливаться и развиваться с нужной скоростью. Согласно нашим исследованиям, большинство генеральных директоров ожидают, что сложность ведения бизнеса будет продолжать увеличиваться, и более половины не уверены, что смогут с ней справиться.

Многие руководители чувствуют себя беспомощными. Их мышление (организация их познавательной сферы) не настолько сложное, как того требует их работа. Ошибки в мировоззрении руководителей ведут к принятию ошибочных решений.

Только 5% лидеров на Западе обладают достаточными ментальными и эмоциональными способностями для управления комплексными системными изменениями и способны порождать организационные трансформации.

Чтобы быть успешными, будущие лидеры сознательного капитализма должны обладать следующими характеристиками:

- Стратегическое мышление, системное мышление, контекстуальное мышление (способность мыслить глобально и предвидеть длительную перспективу);

- Способность спокойно переносить высокую степень неопределенности и принимать в таких условиях сложные решения;

- Способность к сотрудничеству, разрешению конфликтов и построению прочных отношений, высокий эмоциональный и социальный интеллект;

- Способность разрабатывать инновационные решения приводить их действие, проводить масштабные трансформации;

- Способность к мотивированию и развитию людей;

- Способность выходить за рамки логического мышления, совмещать аналитические инструменты с интуицией.

- Стрессоустойчивость, способность к саморегуляции и поддержанию физического и ментального здоровья с помощью техник саморазвития;

- Постоянное саморазвитие, способность к саморефлексии, открытость к критике и переосмыслению проблем. Практические методы саморазвития играют критически важную роль в воплощении идей и потенциала сознательного капитализма"  - пишет Барретт. 

Подход к "вертикальному" развитию, подразумевающий постоянное развитие когнитивных, физических, эмоциональных, интуитивных качеств и способа мышления лидеров был разработан в Гарварде, Стенфорде, Кембридже, INSEAD и других ведущих институтах.

В его основе – 100 лет исследований в сфере конструктивной психологии. 

Каждую из вышеупомянутых характеристик можно целенаправленно развивать в будущем поколении украинцев, и начинать можно с ясельного возраста. Для этого есть разработанные методики исследовательских институтов в сфере психологии, педагогики, науках о мозге (neuroscience) и способы оценки динамики, которыми пользуются мировые лидеры в сфере дошкольного, школьного и университетского образования.

В мировом сообществе в условиях глобализации всегда будет спрос на сильных, творческих, способных к инновациям и саморазвитию лидеров.

Что если сделать украинской национальной идеей воспитание лидеров сознательного капитализма?

Тогда почетное звание "патриот" можно заслужить своими усилиями. Из пассивного объекта манипуляции (куда "поведут", туда и пойду на благо страны) по типу "образования угнетенных" по Фрейре, гражданин превращается в активного субъекта, носителя определенного набора ценностей и образа мышления.

Обладая вышеупомянутыми качествами, такой человек природным образом понимает, куда нужно идти его семье, компании и стране, и ведет их в этом направлении каждую минуту своей жизни.

При подобной национальной идее результат не заставит себя ждать.

Статьи и книги, которые рекомендуются к прочтению:

1. Кен Уилбер "Интегральное видение"
2. Барретт Браун "Будущие лидеры сознательного капитализма
3. Дон Бек и Крис Кован "Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке"
4. Манфред Ф.Р. Кетс де Вриес "Лидер на кушетке. Клинический подход к изменению людей и организаций"
5. Дениел Гоулман "Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ"
6. Уилбер К., Паттен Т, Леонард А. и Морелли М. "Практика интегральной жизни: Модель физического здоровья, эмоционального баланса, умственной ясности и духовного пробуждения для двадцать первого века"
7. Носов В.А. Аретея// Виртуальные реальности. О формализованном представлении виртуальных реальностей посредством нейронных сетей
8. Маросанова В.И. "Психология саморегуляции"
9. Ильин Е.П. "Психология творчества, креативности, одаренности"
10. Небылицин В.Д. "Основные свойства нервных системы человека как нейрофизиологическая основа индивидуальности"
11. Паулу Фрейре "Педагогика угнетенных", "Образование как практика свободы"

powered by lun.ua