Система звезд: ТОП-10 выставок Венецианской биеннале
Как и прежде, заранее было объявлено, кто получит "Золотых львов" за вклад в искусство - в этом году они достались Йоко Оно и Джону Балдессари.
На предыдущей Венецианской биеннале награды участникам программы вручали во время закрытия, в ноябре, теперь в последний профессиональный день - в канун открытия для публики. Для пиара так, пожалуй, лучше - еще больше подогревает интерес, но в том, что касается работы международного жюри, едва ли.
В этом году только в основной экспозиции участвовало 90 художников, и 77 стран в национальных павильонах. И совершенно непонятно, когда же члены международного жюри успели все это посмотреть, осмыслить и обсудить.
Впрочем, победителя было нетрудно угадать сразу - главная награда биеннале "Золотой лев" достался павильону США, в котором был представлена экспозиция "Топологические сады" классика современного искусства Брюса Наумана.
Работа Брюса Наумана |
Кураторский проект "Коллекционеры" Михаэля Эльмгрена и Ингара Драгсету павильона Дании и Скандинавии, пользовавшийся популярностью во время дней превью, получил специальную премию жюри. Хотя, вне сомнений, именно "Коллекционеры" заслуживают "Золотого льва".
Просто Науман - настолько значительная фигура, что ему по статусу в большей степени положен "Золотой лев" за заслуги, чем, к примеру, Йоко Оно. Ее "Золотого льва" спишем на сентиментальность куратора Даниеля Бирнбаума, именно он выдвинул кандидатуру Йоко Оно.
Йоко Оно получила "Золотых львов" за вклад в исскуство |
"Серебрянный лев" лучшему молодому художнику получила шведка, живущая в Берлине, Натали Юрберг за экспозицию "Эксперимент". Выбор жюри неочевидный (полный список лауреатов здесь).
Наград на биеннале, в отличие от кинофестиваля немного, но и без них заметно, что конкуренция за внимание арт-истеблишмента жесточайшая. Гендиректор PinchukArtCentre Экхард Шнайдер, представляя украинский павильон, заметил, что "биеннале - не состязание, а точка пересечения".
И все-таки, вне всякого сомнения, элемент состязания тоже присутствует: страны и художники так играют мускулами, что даже забываешь, что искусство - не спорт.
Венецианскую биеннале не случайно называют чемпионатом мира по современному искусству, или олимпийскими играми, а теперь принялись сравнивать даже с "Евровидением". Отчасти справедливо, все новые участники, прибывающие каждый год, способствуют увеличению ажиотажа.
Украинского художника, члена арт-группы P.Э.П. Никиту Кадана, не устраивает данное положение вещей:
"Среди национальных павильонов, как всегда, больше представлены властные отношения данных стран, какая-то национальная политика, предъявленная через культуру - это все из области геополитики, и крайне противопоказано актуальному искусству. Но в Венеции, как в пространстве пошлого, националистического, буржуазного функционирования культуры, все-таки случаются некоторые прорывы.
Отмечу Сербский павильон - это было такое чудо и еще, пожалуй, Лайам Гиллик в павильоне Германии. Но по сути Венецианская биеннале - крайне реакционное, скучное, буржуйское, старперское и жлобское место, где демонстрируется очень большое количество плохого искусства, но тем ярче впечатления от чудес встречаемых здесь".
Другое мнение у президента фонда "Эйдос" и галериста Людмилы Березницкой:
"Во-первых, мне понравилась экспозиция в "Арсенале", чего давно уже не было. Наверное, прошло время каких-то политических жестов, социальных высказываний, критики, наступило время людей, которые действительно любят и готовы поддерживать то, что происходит в искусстве.
С моей точки зрения, сейчас появляются новые направления, которые я могу сравнить с ар деко
Одни проекты могут быть лучше, другие хуже, но это возможность искусства продуцировать то, что прежде не существовало. Я рада тому, что что-то новое происходит, впервые за последние 10 лет у меня такое потрясение, прежде бывали интересные вещи, но такого цельного высказывания не было.
Украинский проект вполне в контексте, когда я смотрела выставку в "Арсенале", обратила внимание, что у нас есть украинские художники, которые мыслят так же - играют вещами и относятся снисходительно, или даже свысока к реальности, они создают свои миры".
Работа Марины Абрамович "Воин с серцами" |
Эскапистская концепция куратора биеннале Даниэля Бирнбаума - "Создавая миры" - действительно вызывает полярные мнения: от того, что это банальность, до того, что очень своевременный и необходимый ход.
Арт-мир, не в меньшей степени, чем весь остальной, ищет новые пути развития. Политического и социального искусства на биеннале было настолько немного, как если бы его не было вообще.
Разве что в параллельной программе "Общество страха" ощущался вектор в сторону архитектуры, инсталляции, что и понятно, тема биеннале - "Создавая миры" прочитанная буквально, располагает к особо внимательному решению пространства.
Павильон Чехии решен как сад, Финляндия - как ретро-пожарный участок, инсталляция в павильоне Франции - мрачное тюремное пространство с названием "Революция". Технологически сложных меди-арт проектов в основной программе биеннале тоже практически нет. Живописи и графики немного.
О себе попытался заявить арабский мир - дебютировали национальным павильоном Объединенные Арабские Эмираты, состоялась и ADASH - платформа для коммуникации, посвященная современному арабскому искусству. Назвать дебют павильона ОАЭ впечатляющим никак не выходит, впечатляет другое - арт-амбиции арабского мира. Причем создавать современное искусство они начинают с фасада, а никак не с фундамента.
Впрочем, не только арабские шейхи, - все с большим вниманием относятся к современному искусству, это касается и российских олигархов.
Заметно, что неоимпереалистический вектор культурной политики и личные пристрастия сильных мира сего совпали - Россия в этом году была основательно представлена. Кроме национального павильона, российские художники участвуют в основной экспозиции, в параллельной программе, в специальных выставках, организованных российскими частными и государственными институциями.
Между тем, моду на современное искусство не отменил даже экономический кризис, это напротив, демонстрация крутизны. К примеру, коллекционер современного искусства Франсуа Пино открыл в Венеции уже второй (!) по счету музей Punta della Dogana, первый - в палаццо Grassi на Гранд канале.
Бытие определяет сознание таким вот парадоксальным способом.
Разумеется, мода на современное искусство, которая сулит новые возможности для художников и кураторов, а, следовательно, новые открытия для ценителей искусства, способна вызвать раздражение - она притягивает мир гламура, и с этим, пожалуй, трудно что-либо поделать. Однако хочется надеяться, что до ритуалов вроде красной дорожки с шествием звезд, арт-мир все же не скатится.
"Украинская правда. Жизнь" предлагает свою версию топ-выставок Венецианской биеннале.
Конечно, биеннале лучше хотя бы один раз увидеть, это нынче самый лучший вариант летнего отпуска, который, к сожалению, под силу немногочисленным представителям украинского среднего класса и студентам, собирающимся провести каникулы малобюджетным способом, но в странах Шенгенской зоны.
1. Павильон Дании и стран Скандинавии "Коллекционеры" - сексуально и иронично.
Павильон cеверян решен как недвижимость, выставленная на продажу. Экспозиция демонстрирует стиль и увлечения хозяина. А сам хозяин скорее мертв, чем жив - плавает в бассейне у входа в павильон.
К слову, комиссар павильона Марта Кузьма - в 90-е годы возглавлявшая киевский ЦСИ Сороса.
Работы Наумана настолько выразительны, что способны потрясти воображение даже совершенно неподготовленного зрителя.
3. Выставка бельгийского художника Яна Фабра проходит в рамках параллельной программы Венецианской биеннале.
Работа Яна Фарба "Мозг" |
В залах Нового Арсенала размещены монументальных размеров инсталляции. Зрелище с телом или его некоторыми частями настолько внушительное, что способно полностью обнулить восприятие от всех прочих программ биеннале.
"Сердце" Яна Фарба |
Может основателю PinchukArtCentre уже пора выдать герру Шнайдеру карт-бланш?
4. Павильон Германии - это как раз то место, куда без понимания дискурса лучше не входить, по крайней мере, следует вспомнить что такое Байхаус и франкфуртская школа, и искусство после философии.
Куратор Николаус Шафхаузен пригласил представлять Германию британского концептуалиста Лиэма Гиллика.
5. В павильоне Украины - художники Илья Чичкан и Михаро Ясухиро, несмотря на трудности перевода как-то сумели найти общий язык и создать мир в очень сложном для освоения пространстве старинного дворца Попадополи.
Упреждая вопрос: ну как там наши в глобальном контексте? Ответим: национальный павильон Украины выглядел достойно. Эксперимент с виртуальным кураторством Владимира Кличко сочтем отличной рекламой и удачной шуткой.
Бойс говорил, что каждый может быть художником, жест автора этой идеи Ильи Чичкана - говорит о том, что каждый может быть куратором. Хотя каталог без кураторского текста выглядит странно, несмотря на всю шикарную полиграфию.
Фото работ Украинского павильона предоставлены PinchukArtCentre. Автор фото - Сергей Ильин |
[L]Концепция "Степей мечтателей" тоже повод для придирок - история воображаемого путешествия владельца палаццо Попадополи по следам Марко Поло, на концепцию тянет с трудом. Дискурс срочно требуется другой.
Тем не менее, отец русского концептуализма и уроженец Украины Илья Кабаков благосклонно отозвался о проекте.
"Украинской правде. Жизни" удалось подслушать его, но, к сожалению, комментировать для прессы Кабаков отказался, так что поверьте на слово.
6. Основная кураторская экспозиция Даниэля Бирнбаума "Создавая миры" в палаццо Palazzo delle Esposizioni.
Похожа на лабиринт, миры следуют один за другим, один сложнее другого.
7. "Некондиционная любовь" - международная выставка в параллельной программе биеннале, расположенная в пространстве Нового Арсенала. В рамках выставки группа AES+F представила блокбастер "Пир Тримальхиона" - сложнейшее видео с панорамой в 360 градусов.
По крайней мере, весьма удачный эксперимент по расширению возможностей киноязыка.
8. В павильоне Японии
Монументальных размеров черно-белые фотографии обнаженной женщины с габаритами Венеры палеолита, и черная палатка, внутри которой показывают видео вполне инфернального свойства - черная палатка перемещается по пересеченной местности.
9. Павильон Австрии украшает аккуратная надпись Tabu.
Куратор - самая заслуженная австрийская феминистка Вали Экспорт, уж кто знает толк в нарушении табу, так это она.
10. В павильоне России экспозциия со сталинистским названием - "Победа над будущим".
Куратору Ольге Свибловой пеняют на недостаточную целостность концепции. Впрочем, она за то, чтобы как можно лучше подать художника, именно она сравнила Биеннале с Евровидением. Принцип выставки - система звезд.
Художники выбраны сильнейшие: Георгий Острецов, Павел Пеперштейн, Сергей Шеховцов, Алексей Калима, Анатолий Журавлев, Андрей Молодкин, Ирина Корина.
Определенно в небольшом павильоне, построенном еще архитектором Щусевым, им тесно - один или два художника вполне справились бы с задачей "победить будущее".
Работа Андрея Молодкина |
Не обошлось без скандала, маленького, но политического: Андрей Молодкин по собственной инициативе подписал инсталляцию фразами "сырая чеченская нефть" и "кровь выживших в чеченской войне" .
Видеоинсталяция Георгия Острецова |
53 Венецианская биеннале открыта для посещений до 22 ноября
Фото автора, а также из каталогов участников 53 Венецианской биеннале
Автор - Аксинья Курина