Святой Бенедикт о посте, или Принципы старинного ордена
В правилах своего ордена, которые считаются основным манифестом монашеской жизни в римско-католической церкви, святой Бенедикт Нурсийский даёт очень подробное описание своих представлений о том, как монахи должны есть и поститься.
При этом мудрый аббат понимает, что нельзя ко всем монахам относиться обезличенно, нельзя требовать от всех одного и того же. Хотя его предписания и не лишены строгости, однако в них просматривается понимание слабостей человеческой природы.
Также больным, детям и старцам он позволяет то, чего не позволяет здоровым взрослым. Правила настолько гибкие, что учитывают климат и условия жизни монахов и монахинь, то, где они живут и как работают в каждое время года.
Поскольку человек в каждое время года испытывает разную потребность в пище, Бенедикт делит периоды еды, а тем самым и периоды постов, на четыре больших периода:
- От Пасхи до Троицы в основном нужно было принимать пищу два раза в день, а именно днём и вечером.
- Летом по средам и пятницам (то есть в дни поста ранней церкви) был только один прием пищи.
- С 14 сентября фактически до Рождества и с января до начала четыредесятницы (то есть до начала Великого поста, длящегося четыре недели до Пасхи) ели только один раз в день, только "к девятому часу", то есть к 15 часам вечера.
- Во время поста был лишь один прием пищи в день, а именно ранним вечером. Мудрое наставление, ведь как мы уже знаем, поздняя трапеза вредна для здоровья.
С современной точки зрения
Сведение приемов пищи до одного-двух в день с точки зрения современной науки не так уж и неразумно. Хотя не так давно считалось, что несколько маленьких приемов пищи в день лучше, чем два или три больших.
Однако недавно эта точка зрения была опровергнута: сегодня известно, что во время приема пищи организм всегда выполняет полную программу пищеварения. И если желудок постоянно пополнять новой пищей, у кишечника всегда будет полно дел и не будет отдыха. Однако оба приема пищи в день не должны быть слишком обильными — политика маленьких порций никогда не станет абсурдной.
О соблюдении меры
Бенедикт указывал, что "соблюдение правильной меры — мать всех добродетелей", и это важнее, чем конкретный план меню, которое трудно составить из-за региональных и временных различий.
Бенедикт рекомендовал соблюдение меры в речи, работе и сне, и оценке других, в еде, питье и посте. Его центральный девиз: "Во всем соблюдай меру".
В главе "О размере блюд" он писал: "Однако необходимо избегать, прежде всего, неумеренности, монах никогда не должен допускать внезапно наступившего пресыщении. Так как больше ничто так не противоречит христианину, как неумеренность".
Именно поэтому приветливый, толстенький монах является образцом морального падения. А тот, кто действительно придерживался разумных рекомендаций но питанию, изложенных в "Святом Уставе" святого Бенедикта Нурсийского, не мог заработать избыточный вес.
Хлеб и рыба
Что касается самих блюд, то здесь Бенедикт не делает каких-либо подробных описаний. Однако становится совершенно очевидным, что четвероногих животных есть нельзя: "От мяса четвероногих животных должны отказываться все".
Тем не менее больных, старых и слабых людей Бенедикт от этого запрета освобождает. Это означало, что свинина, говядина, телятина и козлятина, а также мясо других млекопитающих было в меню в больничном отделении монастырей, то есть инфирмариуме.
Поэтому рыба стала одним из главных продуктов питания монахов. И сегодня пруды для разведения рыбы возле монастырей свидетельствуют об этой культуре. И по той же причине, начиная с позднего средневековья и до сегодняшних дней, рыба считается постным блюдом.
То, что рыба полезнее и легче усваивается, чем мясо млекопитающих, было известно монахам уже в то время. Основным продуктом питания во времена Бенедикта был хлеб. Каждому монаху выделялся хорошо отмеренный фунт хлеба (римский фунт соответствует 327 граммам), это касалось всех дней. При напряженной физической работе аббат мог увеличить порцию. Большинство видов хлеба пекли из смеси различных сортов муки: либо из ячменной, просяной муки и муки из спельты, либо из ржаной, ячменной и пшеничной муки.
Приемы пищи у монахов
Основная трапеза дня состояла из двух вареных блюд, между которыми монахи могли выбирать. Бенедикт был достаточно умным, чтобы понимать, что у всех вкусы разные и нет блюда, которое любили бы все: "Тот, кто не может кушать одно блюдо, тому для подкрепления остается другое". Одним из блюд в большинстве случаев была каша из бобовых или злаков, в другой миске были вареные овощи. Третьим блюдом была сырая растительная пища: или фрукты, или овощи.
Вечерняя трапеза, которую монахи устраивали в определенное время, должна была приниматься так, "чтобы на стол не нужно было ставить лампу. Это означало, что принимать пищу нужно было обязательно до наступления темноты. Сегодня мы знаем, что это правило имеет смысл и с медицинской точки зрения, поскольку пища, принимаемая после 19 часов вечера, отягощает организм и негативно влияет на сон и мускулатура кишечника не может полностью прекращать свою деятельность ночью.
Вечером, в зависимости от времени годи, в монастырях бенедиктинцев была либо основная, либо небольшая трапеза. Она состояла из сыра, хлеба, яиц и вина. Яйцами и сыром монахи покрывали потребность в белке. Именно поэтому многие особые виды сыров, а также множество вариантов омлетов были придуманы как раз монахами.
Рациональными с современной точки зрения являются высказывания Бенедикта относительно потребления вина. Каждый монах должен был потреблять не более одной гемины (мера ёмкости, равная 0,27 л у римлян), то есть доброй четверти, так утверждал основатель ордена. И эта мера как раз является тем количеством, которое, как мы сегодня знаем, даже при каждодневном потреблении не вредит нашему здоровью.
В зависимости от вида работы и климата аббат разрешал увеличивать количество вина, причем, естественно, нужно было и любом случае избегать "полного насыщении или даже состояния опьянения".