Будем сетевыми
"У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие…" Андрей Платонов, "Возвращение"
Время от времени возникают разговоры о судьбах Родины и о нашем будущем.
Стратегия выживания еще как-то позволяет держаться на плаву, но течение жизни несет нас совсем не в том направлении. "Спасайся, кто может! Обогащайся, как умеешь!" – основные рулевые сигналы нашего движения.
И вдруг кто-то говорит: "Давайте подумаем!"
Это уже кое-что. Это уже не мель, а почва под ногами. Это серьезный переворот в сознании современного человека, который привык принимать решения с помощью "черного ящика". Что-то на входе, что-то – на выходе, но нет взаимосвязи "причина-следствие". Отсюда акцент на исходную информацию и на волю случая, которая проявляется в агрессивной борьбе участников событий.
Примеров тому много. Все отечественные реформы и попытки что-то модернизировать, приподнять международный рейтинг, выйти на уровень международных стандартов строятся на таинственной модели "черного ящика", обещающего на выходе желанный результат.
Можно и сейчас придумать достойное будущее и принять решение по его достижению. Можно даже бороться всеми силами за его претворение в жизнь! Но пока не будет ясно осознан механизм перехода из настоящего в желанное будущее, ничего хорошего не получится. Помните у Жванецкого: "Консерватория, аспирантура, мошенничество, афера, суд, Сибирь. Консерватория, частные уроки, еще одни частные уроки, зубные протезы, золото, мебель, суд, Сибирь. Консерватория, концертмейстерство, торговый техникум, зав. производством, икра, крабы, валюта, золото, суд, Сибирь. Может, что-то в консерватории подправить?"
К сожалению, часто реформы, в конечном счете, сводятся к попытке перестроить "консерваторию" – а не тот механизм, который претворяет их в жизнь. А механизмом в данном случае является цепочка социальных связей и характер социального взаимодействия.
И здесь нет политиков и избирателей, богатых и бедных, умных и не очень, успешных и лузеров. Здесь есть единое целое, которое поддерживает либо процесс развития, либо процесс социального самоуничтожения. И пока не заработает живой механизм социального взаимодействия, никакие чудодейственные средства нам не помогут.
Вот мы и подошли к вопросу, требующему серьезного исследования и обсуждения: "Что привело к тому, что основополагающие социальные механизмы не работают?"
Колоссальную работу в этом направлении проделала социалистическая система, сознательно ломая непосредственные связи и структуры и создавая искусственные каналы участия.
Сегодня государство продолжает делать все, чтобы население страны было полностью отстранено от сознательного практического участия в политической, экономической и социальной жизни общества. Остается частная жизнь, "своя хата".
Социальные связи людей между собой ситуативны и неустойчивы.
Нет связи между каждодневной деятельностью людей и настоящим, а тем более будущим состоянием страны.
Человек изолирован и отчужден от нормальных социальных взаимодействий.
Цели, которые ставят перед собой люди – это в большинстве своем сугубо материальные цели, которые с наибольшей эффективностью достигаются в одиночку, в жесткой конкуренции с согражданами.
Вместо роста горизонтальных связей, наблюдается усиление атомизации общества.
Попытки придумать национальную идею, склеивающую распадающийся социум, обречены. Здесь не идею придумать нужно – а позволить людям быть самостоятельными социальными акторами, допустить их к политической, экономической и социальной жизни. А если так дело пойдет, то допустить социально-экономическую самоорганизацию общества, делегировать властные полномочия и так далее.
Пока надежно срабатывают барьеры, выстроенные на пути социально-экономической самоорганизации общества: обесценивание человеческой жизни, обессмысливание человеческого разума, надругательство над человеческими ценностями, уничтожение сильных мотиваций профессионалов, уничтожение социальной энергетики компетентных людей. Государство культивирует и надежно охраняет ту среду, которая не позволяет появиться чему-то новому, инициировать процессы самоорганизации, выстраивать новые социальные связи.
В такой среде новый механизм не появится, и уж, тем более, не заработает.
Главным аргументом, определяющим выбор между плохим и очень плохим вариантом сегодняшней жизни, является безысходность.
Нет другого образования – будем учиться так, как скажет Министерство; нет другой медицины – согласимся с тем, что бывает еще хуже; законы в стране не работают – так кто ж этого не знает.
Между тем, это не все альтернативы.
Нельзя не заметить, что современные средства связи, интернет, процессы глобализации привели к появлению сложно-переплетенной системы социальных связей, создающей принципиально новую окружающую среду. Нерешаемые вопросы часто находят свое решение именно там.
Многие преступления не остались безнаказанными благодаря информации, попавшей в интернет.
Научные связи, контакты позволяют заниматься наукой, не дожидаясь научных реформ. Появились новые бесплатные онлайн курсы топовых университетов мира, которые восполняют пробелы современных знаний.
Ученые оспаривают традиционные способы распространения знаний. Например, в противовес баснословно дорогим научным изданиям, математики предложили некоторую надстройку над arXiv.org, которая будет бесплатно снабжать всех на планете свежей, достоверной, на уровне рецензируемых журналов, научной информацией.
Такие надстройки появляются в самых разных областях человеческой деятельности.
Мир способен самоорганизовываться, вытесняя нахлебников, посредников, паразитов. Создаются параллельные альтернативные структуры, задающие свои правила игры, и никто уже не в силах остановить этот процесс.
Украина не является исключением.
На события 1 июля во Врадиевке на второй же день отреагировали социальные сети предложением создать ресурс, который будет держать под контролем резонансные события. Люди откликнулись моментально, кто поддержал идею, кто предложил свои услуги по созданию сайта, выделению ресурсов и так далее. Блогер Мартин предложил: "Я пропоную другий розділ до такого сайту: вікі українських покидьків – по областях чиновники, політики, хабарники, їх родичі, – на всю "еліту" треба завести невелички досьє з фото, біографією та переліком їх діянь аби знати в обличчя та не забувати".
Появление альтернативы существующего мироустройства позволяет по-другому взглянуть на парадигму прежнего устройства и развития. Если государство не способно решить проблемы жизнеустройства, то нужно предлагать альтернативные варианты.
Сегодня вопрос заключается не в захвате власти, а в создании новых моделей взаимодействия. В такой ситуации нужно искать не лидера, а людей способных предлагать альтернативные способы организации социальной жизни: альтернативное образование, занятость, социальную помощь, защиту, управление, законность...
В закромах социальной системы должны появиться новые паттерны, образцы, из которых можно было бы выбирать будущее, не сводя проблему выбора к двум крайностям: тоталитаризм или хаос бунта.
Заметно, что государство, социальные институты находятся в состоянии агонии, пытаясь справиться со сложностью современного мира старыми методами и приемами. Об этом говорил еще древнеримский историк Публий Тацит: "Чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы".
Государство трещит по швам. Но падение государства не решает проблем. На руинах само по себе желанное будущее не возникает.
Самоорганизация – процесс одновременно и слепой и зрячий. Слепой, потому что действует по своим законам, одним из проявлений которых является хаос. Зрячий, потому что на поверхность будет выноситься то, что есть в "закромах".
Если "закрома" переполнены примитивными моделями поведения, то движение "снизу вверх" выплеснет "вакханалию". Если в "закромах" есть более сложные модели поведения, развитие которых сдерживалось старыми "правилами игры", то общество ответит на вызов времени новым социальным порядком.
Здесь нужно спешить. До падения государства нужно успеть создать альтернативные модели жизнеустройства, и это требует серьезного обсуждения и коллективного участия.