Новая украинская волна

Выставка "Украинская новая волна", то есть искусство украинского постмодерна, - кураторский проект Оксаны Баршиновой, преимущественно состоит из работ попавших в собрания украинских коллекционеров, так как у Национального музея имеется всего несколько работ данного периода. Благодаря прозорливости украинских коллекционеров можно составить представление об "Украинской новой волне" как о явлении в целом.

Представлены работы: Олега Голосия, Александра Гнилицкого, Валерии Трубиной, Ильи Чичкана, Василия Цаголова, Александра Ройтбурда, Дмитрия Дульфана, Игоря Гусева, Олега Тистола, Константина Реунов, Марины Скугаревой, Николая Маценко, Андрея Сагайдаковского, Максима Мамсикова и других художников.

Отсутствие современного искусства в Национальном художественном музее связано не только с нищетой украинских музеев, но, пожалуй, даже в большей степени с отсутствовавшим в течении двух десятилетий у руководства музея вниманием к национальному современному искусству.

Логика, согласно которой музей, обращается к творчеству современников уже после того как им удалось добиться успеха, критики не выдерживает, потому что собрать работы с каждым годом все труднее, а то и вовсе невозможно. Как это и произошло с работами Арсена Савадова и Георгия Сенченко - знаковая для истории украинского постмодерна "Печаль Клеопатры" представлена только качестве банера.

Арсен Савадов и Георгий Сенченко, "Печаль Клеопатры", 1997, репродукция на банер
Куратор Оксана Баршинова пояснила: " Печаль Клеопатры", находится за рубежом в частной коллекции. В PinchukArtCentre есть работы Арсена Савадова, но они хранятся заграницей и мы их получить не смогли, зато PinchukArtCentre предоставил работы других художников. Что касается коллекционеров, к которым мы обращались, в большинстве своем они реагировали позитивно и поддержали выставку.

РЕКЛАМА:

Конечно, Национальный музей должен приобретать работы современных художников, потому что это единственный музей, который показывает украинское искусство на протяжении всего его существования. В 90-е годы были причины, не позволявшие закупать работы и ориентироваться в периоде, но думаю, что ситуация будет меняться к лучшему".

Куратор выставки Оксана Баршинова и директор Национального художественного музея Анатолий Мельник
Внимание музея к современному искусству вещь обязательная, потому что от этого зависит статус самого национального искусства, и в конечном итоге самого музея, как участника арт-процесса и общественной жизни.

И в этом случае показательна рейдерская акция городских властей, лишивших Национальный музей недостроенного корпуса на ул. Институтской. Ни музей, ни Министерство культуры, не сумели отстоять здание, и это произошло при полном равнодушии арт-среды и общества. Хотя если бы музей сумел бы выстроить коммуникацию с молодыми художниками, и быть не столько лавкой древностей, но культурным центром, его по крайней мере было бы кому защищать.

Помимо этого взаимное отчуждение, которое существует между художниками и музеем, увеличивает градус культурной провинциальности. История современного украинского искусства до сих пор не систематизирована и не написана, попросту говоря, ее нет.

Вернисаж. На дальнем плане работа Александра Ройтбурда "Попытка безумия или нарастающйи гуд Эн-Софа", 1990 справа работа Олега Тистола "Воссоединение",1998 год, PinchukArtCentre

Взять хотя бы терминологическое разночтение "Украинская новая волна" (другие названия - "украинское необарокко", "украинский трансавангард").

Она более известна, по нынешним временам с вызывающе неполиткорректным термином "Южнорусская волна", потому что украинское искусство постмодерна было репрезентировано в Москве и тут же вписано в общий контекст, через придуманную тамошними искусствоведами оппозицию северного "холодного" концептуализма московской школы и "горячей" "Южнорусской волны".

Максим Мамсиков "Нора", из частной коллекции
Украинский "горячий постмодерн" масштабное и неоднородное явление, что бы его так однозначно описать. Та его часть, которая выражена в живописи, а именно живопись преимущественно представлена на выставке в Национальном художественном музее, отмечена гротеском, присущими постмодернизму игровому началу и иронией, иногда брутальностью, и использованием известных культурных кодов, также размахом - полотна зачастую мегаломанских размеров.

Последнее особенно болезненно напомнило о кризисе экспозиционного пространства. "Украинская Новая волна" явно не помещается в отведенные для выставки три зала, требуется как минимум в два раза больше.

Илья Чичкан, сверху "Магучая кучка", 1992, из частной коллекции. Снизу - "Прощальная песенка "Возраст любви", 1994, из коллекции Музея современного искусства "Совиарт" Ассоциации галерей Украины
Александр Соловьев, искусствовед, куратор PinchukArtCentre:

"Было бы лучше, если бы музей выделил больше залов, кучновато получилось, но не до изысков, рад, что искусство "Украинской Новой волны" удалось собрать вместе. Если объективно, есть хорошие работы, хитовые. Но, многое уже недоступно, они в иностранных коллекциях".

Куратор PinchukArtCentre Александр Соловьев и председатель Ассоциации галерей Украины Виктор Хаматов ("Совиарт"), на дальнем плане работы Юрия Соломко

К большому сожалению, не доступен и каталог выставки. Дирекция обещает его презентовать только в конце октября. Информации в открытом доступе об "Украинской новой волне" немного, и при всей своей зрелищности она требует осмысленного восприятия, поэтому имеет смысл заказать экскурсию.

Благо, расценки вполне гуманные - в пределах стоимости билета в кино.

Игорь Гусев "Пистет" 1990, (авторское повторение 2003), из коллекции Людмилы Березницкой и Петра Багрия
Выставка продлится до 1 ноября.
Реклама:

Головне сьогодні