Храм имени Гоголя. Фото
В этом году, внезапно, метафорой Гогольфеста стал храм. В тексте на заглавной странице сайта говорилось о том, что храм - это мы, об осознании ответственности за себя и людей вокруг, о творчестве, которое одновременно есть творением и многих других симпатичных вещах.
Храм - красивая аллегория, с ней хочется согласится. Но как только ты попадаешь в эпицентр событий - наваливается порция околорелигиозных ассоциаций от которых невозможно избавиться, пребывая в созданном Владом Троицким контексте.
Чистилище
Путь к храму Гоголя - тернистый. Чтобы добраться до фестивальной площадки - территории будущего арт-кластера на ст.метро Выдубичи - необходимо воспитать в себе христианское смирение и приструнить гордыню. Выйдя из-под земли на станции метро Выдубичи каждый любитель художественных зрелищ должен будет пробираться через подземные лабиринты, где ничего не напомнит ему о существовании того, за чем отсюда стремился.
Выдубичи - это прежде всего перевалочная станция для жителей близлежащих населенных пунктов, приезжающих в Киев на зароботки. Тяжелый труд за более чем скромные деньги, кочевая жизнь, семейные драмы и трагические факты биографии, отпечатались на их лицах и сквозят в невыносимых оценивающих взглядах.
Тут і далі фото Дмитра Ларіна |
С этих взглядов начинается Гогольфест, ими он и заканчивается. Раскуроченные тропы заброшенной советской промзоны не приспособлены для ног светской публики, а узкая проезжая часть и отсутствие парковки не делает скидок даже тем, кто приехал на личном автотранспорте.
Но никто ведь не обещал, что путь к храму будет простым.
Синтез искусств
Оставив в кассе 20 гривен - именно столько стоит сейчас входной билет на территорию фестиваля в пятницу, субботу и dоскресенье(за отдельные события, как и прежде, взыскуется отдельная плата) - вы продолжаете работу по поиску храма (в себе).
Гогольфест позиционирует себя как фестиваль объединяющий различные виды искусства: визуальное искусство, музыка, кино, литература и, конечно, театр.
Но объединены они не на паритетных основаниях. Театральность тут сквозит из всех щелей, которых, признаться, более, чем достаточно. Тут все - начиная от организации территории и заканчивая облачением волонтеров - нарочито театрально, зрелищно и даже гротескно.
Шум является главной доминантой и, очевидно, организующим принципом. Доносящиеся со всех концов звуки, соединяются в сплошное шумовое поле, делая всех присутствующих участниками одного действа.
Но все это больше похоже на спонтанную хтонику первобытного ритуала, а не на продуманный режисерский замысел. Продуманность - это из другого логического ряда. Это не про Гогольфест.
Испытать катарсис на Гогольфесте возможно. Во-первых, потому, что как и любая другая эстетическая способность - эта зависит только от вас и ваших внутренних эмоциональных ресурсов. Во-вторых, потому что в отсутствие других масштабных событий в программе собралось действительно много симпатичных людей и инициатив. В основном они таятся в программе академической музыки (незаслуженно маргинализированной отечественным потребителем культурного продукта) и в программе для детей.
Театральные события также заслуживают отдельного внимания, ибо Гогольфест начался с театра "Дах", а значит некоторые тенденции движения киевской театральной жизни собою являет.
Сансара
Вообще с Гогольфестом, имеющим циклический характер, складывается довольно странная история, преодолеть которую, похоже, пока никому не по силам. А отказаться от нее вовсе уже не позволят себе организаторы.
С одной стороны, отсутствие размеренной и насыщенной качественными событиями культурной культурной жизни, где нашлось бы место всем - и академической музыке, и современному театру, и литературным экспериментам - толкает на необходимость самостоятельно создавать место, где все они могли быть представлены.
Для того, чтобы это место предлагало качественный продукт нужен большой бюджет и профессиональная команда. Для того, чтобы появился большой бюджет, который освоит команда - нужен сначала минимальный бюджет, спонсорский. Спонсоры появляются только когда показатели посещаемости события переваливают за десятитысячную отметку.
Чтобы обеспечить такую отметку необходим масштаб предлагаемого потребителю мероприятия, который в украинских реалиях при минимальном финансировании фактически означает отсутствие качественного события. А нет качественного события - нет больших бюджетов. Разорвать это колесо сансары возможно, но при условии, что мы изрядно понизим градус претензий на масштабность и <<величие и величественность>>, а начнем осваивать локальные территории.
P.S. В одном из интервью главный идейный вдохновитель Гогольфеста Владислав Троицкий сказал, что с нынешнего года Гогольфест начал бороться с инфантильностью зрителя и ввел плату за вход на фестиваль.
Очень хочется верить, что теперь зритель начнет бороться с инфантильностью организаторов, которые не моргнув глазом, пытаются навязать ему халтуру за его же деньги.