Смешные названия сел Украины
Местные жители по поводу "оригинального" названия своей малой родины не комплексуют, оно же наложило своей отпечаток на их жизненный уклад, пишет газета "Сегодня". Журналист издания посетил некоторые такие поселки и описал "самые смешные" из них.
В Котовском районе Одесской области знаменитое украинское блюдо борщ дало название целому селу - Борщи. По местной легенде, так село назвали еще в 18 веке.
"Тогда в нашей деревне был большой постоялый двор. Там можно было поменять лошадей, была почта. Но славу на всю округу селу принес трактир, где варили очень вкусный борщ. Путешественники, отведав это блюдо, всегда возвращались еще и советовали другим, мол, на ночлег останавливайтесь именно в том селе, где вкусно готовят борщ. Отсюда и пошло название нашей деревни", - рассказал легенду о Борщах учитель истории местной школы Федор Осадчий.
Традиции приготовления вкусного блюда в деревне сохранили и по сей день. По словам учительницы младших классов Ольги Корны, у каждой уважающей себя хозяйки есть свой особенный рецепт борща.
"Кто готовит с мясом, кто с чесноком и капустой, с мятой, сладким перцем или даже сельдереем. Я, например, знаю около 20 способов, как готовить борщ. У нас даже большинство мужчин могут без проблем сварить его", - сообщила учительница.
Искусством борщеварения местные жительницы продолжают удивлять заезжих гостей и по сей день.
"На выборах в 2004 году мы принимали наблюдателей из Ивано-Франковска, так они от наших борщей в восторге были и даже уезжать не хотели", - с гордостью говорит о родной деревне Ольга Корна.
В Виноградовском районе Закарпатской области есть села с непривычными для украинского уха названиями Тисобикень и Пийтерфолво.
Легенда гласит, что в 18 веке венгерский король Андрэй подарил своему феодалу имение. Тот разделил его между сыновьями - одного звали Петр (деревню назвали Пийтерфолво - с венгерского "село Петра"), другому брату досталась земля, где росло много бобов (деревню назвали Тисобикень - "бобовое").
"Многие, приехав к нам, очень удивляются таким причудливым названиям, но ведь здесь живут в основном венгры, а для них это обычные слова - Петрово и Бобовое. Вот так мы туристам и переводим", - рассказывает директор местного музейного комплекса Ида Борбель.
По ее словам, самое популярное блюдо связанно с бобами: есть такая традиция в воскресенье в каждой семье варят бульон из сушенной фасоли, копченой свинины и квашеной капусты (называется он "капусташ посуй").
"Также любим готовить "чирке попликаш" - курятина под сметанным соусом, и, конечно, же голубцы с шинкой - их мы называем "тилтии капуста", - добавляет Борбель.
"Торговцы, накупив в Киеве сала, ехали с ярмарки, но их кони увязли в болоте. Один воз перевернулся, и много сала выпало в болото. Купцы были богатыми и решили грязное сало не поднимать, оно так и осталось там лежать. Вскоре, рядом с тем местом основали село, которое решили назвать Сальнык", - рассказала коренная жительница Сальныка Любовь Пиндык, добавив, что кроме сала, в местных болотах утонул еще и немецкий танк.
По словам сальнынчанки, люди в селе живут очень дружно и весело.
"У нас есть женский хор, так поют там все - и взрослые, и дети. А молодежь сама себе развлечения придумывает. Выкопали в огороде копанку. Летом, как в бассейне, купаются, зимой на коньках катаются. Молодежь и в церковь вместе со взрослыми ходит. У нас в Сальныке люди верующие, все престольные праздники отмечают", - говорит Пиндык.
По словам женщины, из еды больше всего в селе, как и следовало ожидать, любят сало.
"Что-что, а сало, несмотря ни на какой кризис, у нас всегда есть. В каждом хозяйстве держат свиней, по двое, по трое, а то и по пятеро, поэтому на столе сало присутствует постоянно. У нас знают очень много рецептов, что можно с ним сделать - мы его коптим, маринуем, жарим, и сырым едим", - сообщила коренная сальнынчанка.
В селе Печихвосты Львовской области, несмотря на название, хвосты никому не запекают, а своим фирменным блюдом местные хозяйки считают картофельные пляцки или же драники.Как рассказала коренная жительница и учительница младших классов местной школы Мирослава Шередько, упоминание о деликатесе в виде хвостов осталось только в легенде о происхождении названия села.
"Когда-то давно татары напали на эти земли, а все люди спрятались в большую пещеру, но в спешке не взяли с собой еды. И чтобы выжить, им пришлось есть животных и даже запекать хвосты быков и коней. Отсюда и пошло название Печихвосты", - рассказывает она.
По словам Шередько, такое название не всегда нравилось местным жителям.
"Многие считали его унизительным и часто стеснялись на вопрос, откуда ты родом, говорить из Печихвостов. В 1961 году некоторые учителя даже просили переименовать село, но им не разрешили", - вспоминает Мирослава Шередько. Правда, сейчас этот вопрос не стоит.
По словам заведующей местного клуба Марии, жители Печихвостов очень творческие натуры.
"У нас многие принимают участие в самодеятельности: поют и танцуют. Наш творческий коллектив с концертами всю область объездил, его многие уже знают. Никакой кризис нас не возьмет с таким настроем", - заверила заведующая клубом.
Закарпатское село Берегуйфалу многих привлекает тем, что в его названии некоторые слышат неприличное слово из трех букв.
"Мы к этому уже привыкли и совсем не обижаемся, - уверяет глава берегуйфалского сельсовета Лайош Шютев. - Вместо этого лучше спокойно объяснить человеку, что Берегуйфалу в переводе с венгерского означает "Новое село рядом с Береговым" и основано оно еще со времен татарских набегов".
По словам Шютева, в селе большинство населения - венгры, а украинцы составляют около 30%, еще есть цыгане, но все в деревне "живут душа в душу".
"Мой сосед - православный украинец, а я - мадьяр (венгр) и протестант. Но, мы уважаем традиции друг друга. Когда у нас Рождество (25 декабря) украинцы никогда не затеют ремонт, а сядут с нами за стол. Точно также и мы 7 января (православное Рождество) никогда не идем на работу, а садимся за праздничный стол. Вот и получается, что у нас праздников в два раза больше", - радуется сельский глава Берегуйфалу.
По легенде мимо этих мест проезжала императрица Катерина II и сказала: "Раз здесь живут вольные люди, здесь должно быть счастье".
Местные жители уверяют, что живут они в Счастье действительно счастливо.
"Хотя у нас те же проблемы, что и у других городов, но я верю, что название все же влияет на нашу жизнь. В нашем городе у людей есть работа, теплосеть есть даже, поэтому и в самые суровые зимы мы не замерзаем, - с улыбкой рассказывает Инна Матюшкина. - Если я куда-то уезжаю, мне никогда не верят, что из Счастья, переспрашивают, а потом задают один и тот же вопрос, а правда, что вы там все счастливы? Я всегда отвечаю, что да".
Впрочем, другая коренная счастливчанка Галина Соколова считает, что ее родной город ни чем от других особо не отличается.
"Обычный и небольшой, тут тихо и спокойно. Люди здесь счастливы каждый по-своему. Хотя оптимистов у нас все-таки много, соседи нам постоянно говорят, что мы счастливые люди. Вот и приходится этому верить", - улыбаясь говорит она.
Жители поселка Сердитое Донецкой области на такое хмурое и невеселое название стараются внимания не обращать.
"У нас местность с суровым климатом, обдувается со всех сторон ветрами, ее назвали "сердитая", отсюда и название поселка нашего пошло. Сначала построили здесь железнодорожную станцию. Но люди все равно очень долго не хотели из-за неблагоприятных условий селиться здесь. Правда, со временем дом за домом возле станции поселок и вырос", - рассказала историю родных мест заведующая детским садом Татьяна Титаренко.
По ее словам, местные жители любят шутить, что они не буки, и даже поговорку придумали: "В Сердитом люди совсем не сердиты".
"Мы всегда стараемся улыбаться, несмотря на проблемы. Хотя жизнь на нас частенько сердится, - жалуется Титаренко. - Вот в 2003 году закрыли нашу обогатительную фабрику и после этого поселок начала угасать. Молодежь уезжает, остаются здесь только пенсионеры. Но мы все равно стараемся ни на кого не сердиться".
Пенсионер Евгений Рыбаков прожил в Сердитом 60 лет и считает, что ни в какие предрассудки верить не стоит.
"Мы тут о-го-го как жили. Весело. Задорно. Это сейчас немного сложно. Но ничего, прорвемся, будет и в нашем Сердитом праздник. Не всем же в Приветном или Счастливом жить, кому-то и в Сердитом нужно", - уверил оптимист.
Жители Черкасской области любят повторять, что у них есть свой Клондайк. Ведь названия некоторых населенных пунктов говорят сами за себя - город Золотоноша, село Деньги.
И хотя больших кладов в этих местах никогда не находили, но местные жители верят, раз село так назвали, это не спроста, деньги там должны водиться.
Об истории происхождения названия села Деньги рассказывают две легенды. По одной деревню основал богатый казак Деньга, а по второй - татары, когда возвращались с награбленным добром в Крым, потеряли в том месте часть своей добычи, отсюда и произошло название.
По словам местного знатока истории Анатолия Воропая, раньше в Деньгах люди действительно были зажиточными.
"Тут сама природа помогала: удачное расположение на перекрестке дорог, река рядом, плодородная земля. Все способствовало тому, чтобы люди нормально зарабатывали", - рассказывает Воропай, добавляя, что сейчас в Деньги тоже пришел кризис.
"Сказать, что в Деньгах у всех водятся деньги, я не могу. Сложно сейчас всем живется, и наше село не исключение. Ведь работы для молодежи нет, а с такими ценами, разве пенсии на жизнь хватит?" - вздыхает он.
Правда, Воропай добавляет, что местные жители все же продолжают верить в магическую силу названия родного села. "Деньги притягивают деньги. Вот и мы надеемся, что все наладится. Ведь наше село уникальное, такого больше нигде на карте нет", - с надеждой говорит он.
По материалам статьи Дины Курышко в газете "Сегодня", все фото "Сегодня",