Нецензурный сюрреализм
Илья Чичкан, участник украинского павильона Венецианской биеннале, представил проект "Бытовой сюрреализм" в новой киевской галерее LUDMILA BEREZNITSKA & PARTNER.
Выставку в день открытия кроме представителей арт-сообщества, коллекционеров и городских модников, посетил также наряд милиции.
"Бытовой сюрреализм" - проект декларативно хаотический. Хаос тут возведен в принцип. Чичкан утверждает, что он мысленно работал над этим проектом всю жизнь, а последние пару месяцев, в свободное от подготовки к Венецианской биеннале время, визуализировал свой внутренний хаос.
Если хотите, что-то вроде инсталляции на тему: мир, в котором я живу. То есть мир предметов и слов, ставших давно привычными, на которые художник предлагает изменить точку зрения.
[L]На новом витке чичкановского шизоарта (так он называет направление, в котором работает) представлены живопись, фото, разнообразные объекты.
Материалами послужили чучела животных, воск, стекло, светильники, пластик, текстиль.
Выставку, пожалуй, следовало бы назвать не "бытовой сюрреализм", а "психоделический реализм" - это точнее передает атмосферу 20-летнего распада советской бытовой реальности в среде провинциального гламура.
Кирилл Проценко и Илья Чичкан |
"Не побояться употребить слово сюрреализм, думаю, - это хороший шаг. Чичкан постоянно что-то придумывает, что-то ищет. У него есть несколько коньков, которые он мог бы эксплуатировать до конца жизни, тех же обезьян. Он их не забывает, но и другое что-то делает".
Владимир Овчаренко, владелец московской галереи "Риджина", работающей с украинскими художниками, тоже был рад отсутствию обезьян: "Я думаю, что хорошо то, что Чичкан слегка покончил со своими обезьянами. Я это приветствую. Обезьяны ведь тоже имеют лимит на размножение".
Соловьев отметил фотографии композиций из стеклянных фигурок, дескать, это нужно уметь увидеть. Но, на мой взгляд, градус столь любимого самим художником идиотизма в серии стеклянных фигурок, одного из атрибутов украинского неокитча, значительно ниже, чем в остальных работах.
Раньше, во времена существования киевского Сенного рынка, кладезя для городских фриков, можно было созерцать и задаром приобретать всевозможные сокровища советского китча. С исчезновением того пространства, теперь даже само напоминание о вещном мире предыдущей эпохи обладает магическим, гипнотизирующим воздействием. И игра Чичкана в ностальгический вещизм посильнее будет, нежели стеклянные изделия.
Взять хотя бы самые расхваленные посетителями объекты вернисажа: двух куриц, несущих "золотые яйца", или расписанную шкуру - по-хорошему дизайнерские предметы, вполне украсят интерьер продвинутого ночного клуба или ресторана. Не говоря уже о неоновых надписях: "Х*Й", "Б*Я", "П***A", "С**A". Или вот, шлем украшенный рогами - просто мечта для модника.
Чичкану такое "декоративно-прикладное" искусство удается особенно хорошо. И хотя с дизайнерским подходом многие художники воюют, видя в нем опасность для критической силы искусства, Чичкан жестких границ не проводит. Стоит заметить, что его искусство всегда гедонистично. Этим, во многом, можно объяснить востребованность арт-рынком художника.
О коммерческих перспективах галереи ее хозяйка Людмила Березницкая отзывается сдержанно: "Наверное, разбогатеть не удастся потому, что сейчас содержать галерею дороже, чем было раньше, но заработать на выставке получится - поскольку на некоторые вещи уже есть предложения".
Сам художник, размышляя о коммерческих перспективах, слегка путается в показаниях. Илья Чичкан: "Галерея уже нормально наживается... Я сделал такую выставку, которую продать сложно, нах*й это никому не нужно. Но это лицо галереи. Галерея живет не за счет того, что висит на стенах, а за счет того, что уже было наработано. Это имидж, и неплохой, по-моему".
С нецензурно-гламурными надписями, кстати, вышел небольшой не то чтобы скандал, скорее перформанс. Людмила Березницкая пожаловалась, что "Андреевский спуск (прим. - тут расположена галерея) превратили в мусорник - продают свастики. Это никуда не годится! Поскольку мы продавцов иногда гоняем, они обратили внимание на надписи и вызвали милицию. Пришли милиционеры и сделали нам замечание. Но мы пообещали детей до 18 лет не пускать".
Александр Ройтбурд тоже был недоволен лингвистическими экспериментами, но по другой причине: "Чичкан всегда был безграмотным художником, свою фамилию писал с ошибками. И слово Б**ДЬ написал без букв "д" и "ь", я возмущен!".
Юрий Вакуленко, директор Музея русского искусства: Хёрст отдыхает три раза |
"На самом деле, я никогда не делаю выводов о работах на вернисаже. Это - тусовка, а тусовка не для этого предназначена. Я приду в другой день, еще раз внимательно посмотрю. Зная Чичкана, скажу - все, кто воспринимает его работы как какие-то случайные, ошибаются. Здесь нет ничего случайного, у него очень идеологизированные работы. Он эпатажный, кричащий человек, но формы его поведения имеют более глубокие корни, чем на первый взгляд кажется".
- Есть работы Чичкана в фондах Музея русского искусства?
- Мы пока не созрели для сотрудничества с ним.
- Почему?
- Думаю, инициатива должна исходить от него. Хотя, в принципе, я уже зрею сделать ему предложение.
Илья Чичкан рассказал, что ему самому больше всего нравятся курицы, они были куплены на рынке по 45 грн. Коврики с инопланетянами 20 лет назад были заказаны по эскизу в Крыму татарской женщине.
- А "Х*Й" кто тебе сделал?
- В каком смысле?
- Ну, неоновые надписи, кто непосредственно изготовил?
- Я попросил одну днепропетровскую компанию, они сделали. С этими объектами все очень просто: внешняя эстетика внесена вовнутрь. Слова, которые на заборах пишут, из бытовых и жутких я сделал гламурными. У нас была бригада ментов, сидели бумаги заполняли - хороший получился перформанс.
- Они были рады встрече с искусством?
- Нет. Говорили, что-то типа того, что эти слова на заборах нужно закрашивать, а вы, наоборот, на стенах вывешиваете.
- Ты считаешь, что в этих словах тоже есть что-то сюрреалистическое, когда они неоновые?
- А ты считаешь нет?
- Ну не знаю.
- Я дома "Х*Й" повешу над кроватью, хотя Маша (прим.- жена) хочет другое слово. Но я все равно повешу, железно.
Маша Шубина возражает:
- Нет, почему? Я за фаллический символ. Мне кажется, очень хороший фен-шуй, над кроватью повестить именно это слово.
Это слово Чичкан повесит у себя в спальне |
Занудой он становится только в одном случае, когда начинает рассказывать о том, как он недоволен тем, что делает, о том, что он ни в чем не уверен, и все время ищет. Хотя думаю, он уже нашел - сам Чичкан и есть свой лучший художественный проект.
Все фото Дмитрия Ларина