Владимир Лерт: Если бы Ступке сценарий не понравился, я бы не снимал
Сын рабочего и бухгалтера Владимир Лерт эмигрировал в Соединенные Штаты из Риги сразу после распада СССР. Об американской мечте речи не было - приходилось работать даже посудомойщиком в ресторане. В 2001-м Лерт двинул из насиженного Денвера в Калифорнию, чтобы получить киношное образование. На его счету - несколько видеоклипов и чуть больше рекламных роликов.
Снимать свой дебютный полный метр под названием "Отторжение" 30-летний Лерт начал осенью 2008 года в Украине. За основу взял произведение Андрея Саломатова "Г".
В этом году фильм с Сергеем Бабкиным, Богданом Ступкой, Агнией Дитковските и Александром Башировым, борется за титул лучшего полнометражного фильма кинофестиваля "Молодость" наряду с "Россией 88" Павла Бардина, "Волчком" Василия Сигарева и другими.
Лента рассказывает о том, как во внезапно опустевшем городе под нефритово-зеленым небом главный герой находит свою любовь. Ему и его соседу предстоит узнать, почему в городе военная техника, а люди таинственно исчезают. Авторы называют картину драмой-фантасмагорией о любви при необычных обстоятельствах.
"Украинская правда. Жизнь" встретилась с Владимиром Лертом перед премьерным фестивальным показом.
- Вы переехали в Украину из США в 2006 году. Почему до сих пор здесь? И как вышло так, что вы представляете на этом фестивале фильм от Украины?
- Я приехал сюда по приглашению снять несколько рекламных роликов и решил остаться совершенно случайно. Сразу замечу, что последние пять лет я искал историю, с которой можно было стартовать в большом кино. Я все никак не мог ее найти, но нашел здесь, в Украине. Это была книга Андрея Саломатова "Г", на которую я наткнулся в магазине. Это был хороший знак. Именно она и есть той причиной, по которой я решил остаться и начать снимать.
А почему не возвращаюсь в Штаты? Ну, во-первых, я до сих пор занимаюсь "Отторжением", мой фильм здесь меня и держит. А во-вторых, мне здесь очень нравится.
- А что больше всего?
- Прежде всего, смена обстановки. Кроме того, здесь я нахожу людей, с которыми мне интересно сотрудничать и творить какие-то вещи. Если бы этих людей не было, здесь было бы, конечно, скучно. И это, наверно, самое главное.
- Премьера "Отторжения" должна была состояться в мае этого года. Почему ее перенесли и когда стартует прокат в Украине?
- Вы знаете, я не занимаюсь прокатом, к счастью. Поэтому этот вопрос, скорее, к продюсеру Андрею Савенко.
Что касается задержек в кинопроизводстве, то они происходят, это нормальное явление. Планировали в мае, но тогда еще было рано. Я не хотел торопиться с монтажом, мне нужно было найти в материале более сильную историю, а это долгий процесс.
И, слава Богу, что продюсеры дали больше времени на монтаж, на обработку картинки и звука. Я просто не хотел выпускать очередной некачественный продукт. Собственно, поэтому мы решили, что лучше дольше, но качественнее.
- С какими трудностями вы столкнулись, перейдя от клипмейкерства к полнометражному кино? (Лерт - автор нескольких клипов, среди которых видео к песням Богдана Титомира и группы "Бумбокс" - прим. авт).
- Я никогда в жизни не был клипмейкером.
- Но снимали же клипы и ролики, разве нет?
- Снимал. Но я специально получил образование (киношкола Brooks Institute и школа актерского мастерства "International Actors School" в Лос-Анджелесе - прим. авт), чтобы у меня появились возможности и силы для съемок именно полного метра. Поэтому для меня было легко снимать все эти маленькие работки, поскольку они очень короткие и не такие трудоемкие.
А полнометражное кино было моей целью, ради которого я и получал образование в США. Поэтому я не чувствовал никакого перехода вообще.
- Неужели ничему не пришлось учиться?
- В процессе съемок полного метра мне придется учиться, я надеюсь, до конца моих дней. Мне тяжело ответить на этот вопрос, потому что я всегда считал себя кинорежиссером и хотел им быть. За всю жизнь я снял, по-моему, всего лишь четыре видеоклипа и где-то двадцать рекламных роликов. То есть для меня эта работа была таким поддержанием штанов. Моей целью не было стать рекламным режиссером или клипмейкером, упаси Бог. Можно сказать, я подрабатывал на рекламе и клипах.
И хотя это у меня неплохо получалось, я бы не стал соревноваться в Украине с талантливыми клипмейкерами, которые здесь работают блестяще. И я не буду выходить на ринг и говорить, что я круче, потому что украинские клипмейкеры делают просто обалденные работы. А вот в кино я готов соревноваться.
- Расскажите, как вы вышли на Сергея Бабкина?
- Нас познакомила моя подруга, режиссер Ася Николаева. Она пригласила меня на концерт Сергея в тогда еще существующем замечательном "Бабуине", на месте которого сейчас намного пошлее заведение. Тогда я впервые его увидел, он поразил меня своей харизмой.
Я понял, что его нужно снимать в кино, причем срочно. Ведь пока все остальные будут думать, я это должен сделать обязательно первым. После чего для уверенности я сходил на его спектакль и понял, что он прежде всего актер, а не музыкант. Хотя и потрясающий музыкант тоже. Вот так все и сложилось.
- Как с ним работалось, какой он на съемочной площадке?
- Да классно с ним работалось, интересно. Бабкин - абсолютно простой и талантливый человек.
- С его участием в "Отторжении" все понятно, этот дебют для него - шанс заявить о себе в кино. А вот как удалось привлечь к работе такую фигуру, как Богдан Ступка?
- А я сам не знаю. Я просто дал ему сценарий почитать. Он сказал: "Классный сценарий, хочу сниматься в твоем кино".
- Так просто?
- Ну почему, могу подробнее рассказать. Я долго ждал, нервничал, понравится ему или нет. Если бы он тогда сказал, что это ерунда полная, то я бы, наверно, передумал снимать этот фильм. То есть, его мнение могло повлиять на меня, я мог пересмотреть свое намерение. А вот когда он дал согласие, это придало мне уверенности в том, что это кино можно снимать.
- Что смешного происходило во время съемок?
- Ну, у Бабкина была первая роль в кино, а с ним работали уже опытные люди. Так вот они над ним постоянно подшучивали, издевались, корчили рожи. Было такое, что Сергей говорит свой текст, а ему кто-то возьми да покажи язык. Понятное дело, он не мог удержаться, начинал смеяться. А снималось это все со спины, а я вижу только, как спина у него подрагивает.
Оказалось, что мне-то не было видно, я только вид сзади наблюдал в монитор. А другие актеры его провоцировали. Мол, пусть тренируется, концентрируется на тексте, а не отвлекается. Вот так его поджучивали (улыбается).
- Почему песня группы "Бумбокс" не стала саундтреком и задействован ли в нем Бабкин как музыкант?
- Мы не планировали делать их песню саундтреком к фильму. А с Андреем Хлывнюком подружились давно, когда я только приехал в Украину. И нам хотелось сделать что-то вместе. Он, кстати, стал одним из первых, кто прочитал сценарий. У него нашлась хорошая песня, которая подходила к тематике фильма. И мы просто сделали клип на трек "Наодинці". Но в фильме эта песня звучать не будет, а на финальных титрах будет песня нтерн.
- Героиню Агнии Дитковските зовут Белла. Так зовут еще и вашу мать. Это просто совпадение или посвящение?
- (с улыбкой) Посвящение маме, конечно. Я назвал героиню Беллой, потому что у мамы и Агнии есть некая природная схожесть. Она особенно видна по маминым фото, на которых ей лет двадцать. И конечно, я хотел мамочке любимой сделать приятное и назвал героиню в ее честь.
- В одном из интервью вы сказали, что "Отторжение" - это скорее фантасмагория, нежели фантастика. Почему так и какова для вас разница между этими жанрами?
- (смеется) А я разницы не понимаю, я просто говорил с Саломатовым, и он сам точно не мог определить эту грань. Фантастика, фантасмагория, я не знаю... Вот, например, фильм "Окно в Париж" нельзя же назвать "фантастической комедией"! Так же как "Сталкера" Тарковского - фантастикой.
Мне тяжело на самом деле разграничить эти жанры. Это просто то, как я это чувствую, а фантастикой свой фильм я назвать не могу.
- Как успехи участия вашей дебютной ленты в кинорынке Каннского фестиваля?
- Если бы я был ясновидящим, я бы предсказал. Поживем - увидим. Был большой интерес со стороны иностранных дистрибьюторов и, надеюсь, он не угаснет. Если так будет, то фильм пойдет по европейским фестивалям и, возможно, в тамошний прокат.
- А какова роль спецэффектов в фильме? У вас там зеленое небо, насколько мне известно.
- Вообще мне не нравятся фильмы, в которых я вижу спецэффекты. Я старался сделать кино так, чтобы зритель их там не заметил. Хотя их достаточно много, но обычно они выбивают из колеи, сбивают с просмотра. Я делал этот фильм с надеждой на то, что когда кто-то, кто не видел ленту, спросит у вышедшего из кинозала: "Тебе понравились спецэффекты?", тот ответит: "Какие спецэффекты?". Это будем самым большим комплиментом для меня.
- Фильм позиционируется как некоммерческий. На что тогда сделана ставка и зачем планируется снять еще и сериал "Отторжение"?
- Понимаете, есть вещи для души, есть - для денег. Так вот фильм - для души, а сериал - для денег. Его продюсер планирует снять, я так понимаю, чтобы заработать.
- То есть, кассовые сборы фильма для вас неважны?
- Очень важны.
- А что для вас первично - сколько людей посмотрит, поймет и запомнит фильм, или сколько каждый заплатит за билет в кинотеатр? Ведь можно же скачать все из сети и посмотреть бесплатно.
- Для меня понимание фильма зрителем приравнивается к хорошим кассовым сборам. А то, что люди скачивают кино, музыку в интернете бесплатно - это, я считаю, проблема нации. Вот бывает, люди кричат "О, это мой любимый артист!" и тут же идут воровать его музыку, к примеру. А потом приходят на концерт и не понимают, что обокрали человека, которому надо как-то деньги зарабатывать.
[L]Люди склонны, например, лишний раз проехать на такси и заплатить водителю, нежели купить диск того же "Бумбокса". А зачем, мол, если можно в интернете скачать? Вот она, воровская психология и жадность. И пока это будет продолжаться, у таксистов будут деньги, а у артистов - нет. И не будет в Украине кино никакого, и не надо строить никаких иллюзий.
И все эти разговоры о поддержке кино государством - все это вранье и лицемерие, потому что в переходах продают пиратские диски. Вот когда перестанут, когда сделают блокаду в интернете, только тогда, наверно, можно будет кнутом воспитать эту нацию.
Ведь если ты хочешь развлекаться, идешь в цирк, но там бесплатного билета не будет. Потому что если цирк начнет работать бесплатно, артисты умрут с голоду. Опять же, пока так будет продолжаться, не стоит фантазировать ни о каком украинском кино вообще.
- Чье мнение о ваших фильмах для вас важно или вы - сам себе цензор?
- Ну, вот на фестивальном показе я буду судить по аплодисментам. Если будут вялые, значит, плохое кино, а если овации - значит, хорошее.
- Владимир, сейчас вы пока заняты "Отторжением", а какие проекты запланированы на будущий год?
- На данный момент у меня такое состояние души, когда хочется снять хорошую, милую историю про любовь. Такую легкую и позитивную романтическую комедию.
- Уже есть сценарные задумки?
- Да, есть.
- Какие?
- Это оригинальный сценарий, о котором я сейчас рассказывать не хочу.
- Ваш собственный?
- Да.
****
27 октября буквально атаковавшие зал в кинотеатре "Киев" зрители, среди которых был и Андрей Хлывнюк, фильм Владимира Лерта "Отторжение" так и не увидели. Говорят, прямо перед показом обнаружились какие-то проблемы со звуком. По словам организаторов, ленту покажут на фестивале на днях.
Фото ottorzhenie.com, molodist.com