Тонкости восточных дел
Продолжение. Читайте также Сирия на перекрестке дорог и Сирия: революции по пятницам.
Мы отдыхаем с нашим новоиспеченным знакомым - Расулом в его кемпинге под стенами храма Ваала, в Пальмире. Кроме нас гостей больше нет - политические события в Сирии распугали почти всех туристов. Нас угощают чаем, подают кальян. Хозяин жалуется на скуку и ругает Пальмиру. Иногда поглядывает на заморских бледнолицых туристок - в этом единственное развлечение, не запрещенное исламом.
Расулу уже 33 года и он не женат. Он уверен, что виной всему - калым. Среди бедуинов, к коим относится и наш приятель, за хорошую невесту принято давать выкуп в размере десяти верблюдов. Не очень красивая девушка стоит пять верблюдов. Правда, бывают случаи, когда девушка настолько оригинальна, что выкуп требовать даже не прилично. При этом один верблюд стоит более двух тысяч долларов. Подобные нравы имеют место и в более благополучной Иордании.
Бедуин в Иордании |
Арабы не пьют (в смысле не употребляют). Поэтому для тех, кто пьет, поиски алкоголя здесь составляют проблему. Даже пиво - напиток, изобретенный на Востоке - и то продают в гостеприимной Пальмире из-под полы. Для конспирации все продавцы в городе кладут бутылки почему-то в одинаковые черные пакеты. На иностранца с черным пакетом в руках, уличные дети иронично тычут пальцем.
Древняя и знаменитая Пальмира с высоты соседнего холма напоминает Сталинград после бомбежки. Куда выигрышней она смотрится снизу, изнутри. Лес колонн - протестующая вертикаль на горизонтальной плоскости пустыни.
Руины Пальмиры |
Кстати о рынках. Самым известным из них на всем Востоке считается сук ал-Хамидийя в Дамаске. Старинный лабиринт узких улиц выводит к рынку, который представляет собой особую - более широкую и прямую улицу, перекрытую сводами из жестяных листов. Восточного базара из современного Хамидийя не вышло. Ассортимент товаров, их качество и внешний вид вызывает унылые ассоциации с вещевым рынком "Седьмой километр" в Одессе. Смешение вкусов и предметов торга на ограниченном пространстве. Бюстгальтеры и ковры по соседству с шаурмой. Живые цыплята в ящиках возле фиолетово-розово-аквамариновых вечерних платьев местного покроя... Все галдит и гогочет, просит милостыню, зазывает под навесы, разливает по стаканам воду, играет на музыкальных инструментах. Колорит скорей "совковый", чем восточный.
Вещевая лавка в центре Дамаска |
Из уличных лабиринтов и тесноты, вдруг вываливаешься через высокую арку на просторный и открытый солнцу двор. Высокая, белая колоннада выстроилась по периметру четкого прямоугольника. По мраморному настилу шлепают босые прихожане, и бегает детвора. Обстановка санаторно-расслабляющая. Внутри молельного зала воздушный интерьер и... ковры, ковры, ковры. Все очень по-домашнему. Хочется разложиться и перекусить... Другое дело православный храм - давит на психику, как кабинет начальника.
Улочки старого Дамаска |
Первое что поражает в мертвых античных городах Ближнего Востока - их удивительная степень сохранности. То, что археологам в Европе зачастую достается в виде жалких строительных остатков - тут стоит в камне, со сводами, лестницами и колоннадами. Причины столь поразительной сохранности руин (которые и назвать-то таковыми сложно) состоит в консервации самой здешней жизни.
Дети Дамаска |
И недаром, ведь арабский принц Фейсал в 1916 г. признавался Лоуренсу Аравийскому, после того как его бедуинская армия разбежалась, испугавшись взрывов бомб: "Девять веков назад в арабском городе Кордова улицы освещались на две мили вперед, а Лондон еще был деревней. Я тоскую по утраченным садам Кордовы".
Фейсала можно понять. Ведь были когда-то и арабские математики, и астрономы, и путешественники. И арабский мир учил когда-то европейцев принимать ванну, пользоваться столовыми приборами, открыл для них заново античных авторов. Ведь был и столичный Дамаск, и город-городов Багдад. И был Салладин - благородный победитель крестоносцев. И был турецкий султан Сулейман Великолепный и знаменитый архитектор Синан...
Жилая архитектура старого Дамаска |
При пророке Мухаммаде ислам стал колоссальным стимулом развития арабской культуры и науки, государственных и социальных институтов. Он оказался первым панарабистом, автором идеи единого арабского мира.
Центральный портал мечети Омейядов в Дамаске |
В Европе наблюдалась та же ситуация на протяжении примерно полутора тысяч лет после возникновения христианства. И когда в XV-XVI вв. религия стала мешать, ее реформировали. Реформация - это то, чего еще не было в истории ислама и чего ему так не хватает сейчас. Отсутствие целесообразности рефреном скользит через многие действия восточного общества и государства. Эта самая целесообразность и ставится в вину Западу, обретая почти ругательный синоним "прагматизм".
Дамаск. В мечети Омейядов |
Все эти средневековые пограничные таксы за въезд/выезд из страны, плата за вход в древний город набатейцев Петру по 72 $ с человека (едва ли не самая высокая цена на билет в мире). Признаки феодального мышления. Или чиновной жадности. Ведь проще получать доходы с продажи билетов, чем даже качать нефть - ведь ее запасы могут исчезнуть, а древняя набатейская столица - никогда.
Местные девушки на экскурсии в Джераше (Иордания) |
Бедуинка |
Погонщики верблюдов в Петре. Иордания |
"Голливудский" торговец. Иордания |
Продолжение следует
Фото автора