Илья Чичкан: "Моя задача не шокировать публику, а разобраться в самом себе"
Художник Илья Чичкан будет представлять Украину на Венецианском биеннале. Его работы участвовали на биеннале в Сан-Пауло, европейской "Манифеста", были представлены в МОМА. Чичкан работал с видео, и фото, в последние годы активно занимался живописью. Картина "Оно" была продана на аукционе Phillips de Puri за $80 тысяч.
Из круга художников "Парижской коммуны" Чичкан самый медийный - наиболее востребованный прессой по причине исключительного обаяния, непосредственности.
"Украинской правде. Жизни" Илья Чичкан рассказал о том, почему Владимир Кличко стал куратором украинского проекта Венецианского биеннале, что он думает об общественной морали, и почему любит ездить на метро.
- PinchukArtCentre пригласил тебя участвовать в биеннале, потому что ты самый хороший художник, или самый высокооплачиваемый?
- Наверное, потому, что комиссару украинского павильона Питеру Дорошенко, некого уже было звать (смеется).
На самом деле, я всегда динамил, никогда не стремился. Фактически, в Венецианском биеннале можно участвовать один раз. Поэтому я никогда не спешил, и даже сейчас не совсем уверен, что правильно поступил, можно было подождать еще лет пять.
Когда дается шанс, к этому надо очень серьезно относиться. Сейчас время такое неопределенное, кризис, поэтому не понятно, стоит ли именно сейчас. Но, тем не менее, сложно отказываться от таких предложений.
- Что будет в украинском павильоне? Кто выбирал японского художника?
- Я и Михара Ясухира фэшн-дизанер. Выбрал его комиссар украинского павильона Дорошенко. У него была неплохая идея, он решил сделать полную белиберду, и мне это очень близко, я люблю белиберду, я его в этом плане поддержал.
Меня спросили, нужен ли куратор, Питер ведь - комиссар, он не может быть куратором. Я подумал, что нужен, всегда хочется пожаловаться куратору на то, что тебя обижают критики, галеристы. Я решил, что хочу, чтобы куратором был человек, который не имеет опыта кураторства. Владимир Кличко.
Я недавно вернулся из Гамбурга, фотографировал его для бигборда. В Венеции на Гранд канале будет огромный борд с Кличко. Вначале я думал, а не взять ли в кураторы Ольгу Куриленко - девушку Бонда. Но у нее пацан навороченный, короче, не договорились с ней.
С Владимиром Кличко договорились. Он классный чувак. Очень спокойный. Если есть какие-то вопросы - дебаты будут короткими (смеется).
- Так что будет в украинском павильоне?
- Мы делаем атмосферу, состояние, практически ничего осязаемого не будет. Ни картин, ни фотографий, ничего. Будет атмосфера. Пусто тоже не будет, наш проект не является жестким дадаистским концептом.
- Что является физическим носителем атмосферы?
- Само помещение.
- Название "Steppes of Dreamers" куратор Кличко придумал?
- Комиссар. Все хотят быть умными. Я люблю попроще. Кличко придумал бы намного лучше, в этом я уверен.
- Как на счет радикальности?
- У нас очень радикальный проект - куратор Кличко. Это радикальное решение. Не будет осязаемых объектов, будет перформанс, звук, свет кинематографический, но кинематографа тоже не будет. Того, что можно купить не будет.
- Секс в этом всем будет?
- Будет. Я на это надеюсь (смеется). Секс не самый главный двигатель в современном искусстве. Считаю, у Ульянова на "Прозе" это неоправданно раздуто. Толик думает, что жопа - это круто.
![]() |
- Все на свете. Многое зависит от того, как ты аккумулируешь для себя собственное направление развития, эстетическое и концептуальное. Например, Ларри Кларк делает арт в основном на детском сексе, педофилии и наркомании. У него хорошо получается, это его кредо.
Я до сих пор не определился. Столько всего разного сделал, смотрю на свои работы и не могу выстроить какую-то определенную линию. Если показать кому-то то, что я делаю сейчас, с тем, что делал в 90-тые в ЦСИ Сороса, он скажет это разные художники.
И, в принципе, меня это устраивает, очень многие художники ставят себя в какие-то рамки, они всю жизнь развивают одно и то же, потому что иначе ничего не выйдет. Художников на Западе учат этому изначально.
Демиан Херст работает с телом, с медициной. Он отдалился от медицины, но все равно осталась физиология. Многие ругают, а мне нравится. Он ловко съехал чуть в сторону.
- Каково быть украинским художником в 2009 году?
- Ох**** быть украинским художником в 2009, Киев мне нравится. Сложнее, наверное, быть индусским художником не в Лондоне, а в Индии. Разницы украинский или неукраинский, к сожалению, нет. Раньше был какой-то драйв и все-таки момент экзотики в том, что бы быть украинским художником.
- Когда?
- Когда еще были советские времена. И потом, когда Киев еще не зажирел, и реал эстейт не был дороже, чем в Париже.
- В начале 90-тых?
- Да. Тогда было приятно быть украинским художником. Теперь разницы нет, а Hyаtt, сука, (кивает в сторону отеля) отбрасывает тень на мою мастерскую.
- Но китайским художником быть круто.
- Все меняется, если вспомнить начало ХХ века, мировой арт-столицей был Париж, потом был русский авангард. Было время моды на Восточную Европу, было время иранцев и Среднего Востока, сейчас актуален Китай.
Я уверен, что потом будут японцы, хотя они и сейчас модны. Затем американцы... Потому что мир искусства как саранча - все эти фундации, галеристы, критики - все сжирает на своем пути. В Югославию зашли перемололи, ушли. Кто сейчас слышит о югославских художниках? А когда была война, в каждой галерее был югослав. Сейчас никто о них не помнит, только Марина Абрамович осталась и все.
Также будет с китайцами, единственное, что мода на них будет держаться дольше, потому, что их очень много.
![]() |
- Я не думаю, что меня кто-то ценит (смеется). Наверное, любят некоторые. Хотя нет, больше не любят. Завистников до х**. А знаешь из-за чего? Некоторые стараются, жизнь кладут, книги выпускают огромные, как энциклопедии. Таких художников много, я их не осуждаю, не лезу в их жизнь. У каждого свой геморрой. Им кажется, что они так мучаются, а я ни х** не мучаюсь, со стороны так выглядит, что мне все равно, а картины покупают "сотбисы", им, конечно, обидно.
- Как реагируешь на то, что пишут о тебе?
- Если честно, никогда не читал. Если я хочу что-то почитать, у меня есть пара книжек, которые я никак не могу дочитать. Зачем мне про себя читать? Маша (прим. Жена - художница Маша Шубина) что-то мне пытается пересказать.
Логвин (исполнительный директор PinchukArtCentre) мне звонит: ты читал, что Ульянов про тебя написал?! Я по этому поводу не парюсь. У Толика стратегия эпатажного автора... Не люблю это слово "эпатаж". А все ко мне его лепят.
- А разве ты эпатажный художник?
- Вроде нет.
- Почему?
- Может, был когда-то в детстве. Мне это неинтересно. Моя задача не шокировать публику, а разобраться в самом себе, в том, что является искусством, в направлениях, что правильно, что неправильно. Раньше ху****л все, что попало. Теперь я начинаю задумываться о том, что я делаю, что нужно делать. Мне даже больше нравится направлять других людей, создавать художественные брэнды.
Я очень легко могу сделать из начинающего художника поп-звезду до определенного уровня. Это легко, потому что есть накатанные схемы. Как стать художником? Использовать актуальные темы. Скажем, дефолт. На дефолте, ты можешь стать художником известным за один день.
![]() |
Илья Чичкан и Маша Щубина |
Дальше идет отбор, или ты хороший художник или нет. Когда речь доходит до музеев, до серьезных галерей вроде Tate, этом не выедешь. Но до какого-то момента, это легко сделать.
SOSka, например, работает с темой эмо-дженерейшн. Хорошая тема, интересная, и на ней легко вырулить. Я когда-то на Чернобыле вырулил, но меня это действительно интересовало, мне нравятся мутации, как социальные, так и физические, и вообще было интересно.
Смотреть на карликов, неудобно, но интересно. Интересно же? На калеку, интересно.
- Мне неинтересно и неприятно, если говорить об эмоциональном восприятии. Наверное, это женское восприятие...
- Мне интересно, как новая форма субстанции, другая пластика. Мне интересно смотреть на карлика, или в Индии есть целые племена, которые наносят себе увечья, и зарабатывают на этом.
- Почему ты не преподаешь. Не хочешь стать гуру?
- У меня нет таких амбиций, как у Олега Кулика. Я даже бороду не отпускаю.
- Почему? Кругом будут ходить молоденькие красотки-студентки.
- Я подумаю (смеется). Скорее всего, потому, что я еще не разобрался в том, что такое хорошо, что такое плохо в искусстве. Чувствую, что-то понимаю, но искусство правильное, в моем понимании, мне все равно сделать сложно.
![]() |
"Алчность и слава" Ильи Чичкана |
Но с другой стороны, многие могут и заругать.
- Так что такое хорошо, а что плохо?
- Существуют новые тенденции и какая-то эстетика. Чем занимается искусство, основное направление? Сделать что-то новое. Задача художника внести какою-то отсебятину. Вроде все было сделано, но все равно появляются новые имена, бывают прорывы. Не достаточно уметь рисовать. Китайцы все умеют рисовать, у них целые заводы рисуют.
- Если сравнивать с кино, художественная среда невероятно снобистская. Я очень часто слышу от членов арт-сообщества, фразу "плохое искусство", и когда предлагаю аргументировать это суждение, ни у кого толком не выходит...
- Человек, который работает в кинематографе - он сразу видит плохое кино. В искусстве то же самое. Мне достаточно посмотреть на работу 5 секунд, она или цапанет, или нет. Я более позитивен, чем негативен в оценках, мне кажется, что любые усилия должны восприниматься скорее положительно, чем отрицательно. Хотя кругом говна, конечно, куча.
![]() |
- Нет у меня такого. Я считаю, что запретов не существует. Не стал бы работать с отработанной темой. С трупами, с калеками, бомжами. Для меня выбор темы диктует время, искусство живет во времени. Мне кажется очень важным, что художник каким-то образом отражает эпоху.
- А ограничения морального порядка у человека-Чичкана есть?
- Я не моралист. В искусстве если ты снимаешь больных СПИДОМ, ты же не глумишься над этим. К примеру, возьмем Нан Голдин, она снимала героинщиков. Это было частью ее жизни, и это воспринимается нормально.
Если какой-то придурок думает, что он покажет героинщика, который колется, и за счет скандализма сможет стать современным художником, это отвратительно, потому что за этим ничего нет. Мне кажется, моральных рамок не существует, все зависит от того, какую ты в это вкладываешь идеологию, а там, можно и в говне купаться, если это обосновано.
![]() |
"Китай навсегда" Ильи Чичкана |
- Я в Берлине с ним тусовался На самом деле, мне кажется, он давно мог бы вернуться в Россию. Это часть того, о чем мы говорили. Если ты взял тему, то надо держать, делать что-то новое сложно, потому тебя могут не принять с этим.
Он запрещенный художник, и удачно продается. Например, через галерею Гельмана в России. Если он сейчас вернется, никому не будет нужен, там Дубоссарский есть.
- Если завтра к тебе придет комиссия по морали и скажет: не делай это!, какую стратегию изберешь?
- Голодать не буду, в том-то и дело, могу и из этого искусство сделать.
- Если комиссия по морали запретит рисунки Маши Шубиной, что ты ей посоветуешь?
- Есть много способов как данную ситуацию использовать в своих интересах. Если на Машином рисунке кто-то у кого-то сосет, она может рисовать это же, но бесцветно, молоком, как Ленин в ссылке, а потом над свечой они будут проявляться. Запреты - это двигатель, какие-то эксцессы воображение только подогревают.
- Ты из номенклатурной художественной семьи?
- Она стартовала так. Дедушка был очень успешный и практически все для семьи сделал. А потом, когда он умер, все поняли, что ничего не могут сами без него. Мой отец - ребенок успешных родителей, алкоголик, и время было сложное, 70-тые.
- Давай о детях...
- Дети - это круто. Давид нашел свою тему, он - иллюстратор в журнале. Раньше он мордобой промотировал, у него были наивные рисунки. А сейчас работы изменились по пластике. Он под Юсупова косит, потому что любит Юсупова как художника больше, чем меня.
[L]Меня он не уважает в этом плане - и правильно делает. Я ничего не имею против Юсупова, хороший пример.
А Саша - дочь - еще маленькая, ей 19 лет, для неё все только начинается. Скоро будет выставка в KievFineArt.
- Ты приветствовал их выбор?
- Это само по себе произошло. Я, реально, не диктатор.
- Что думаешь о взаимоотношениях искусства и дизайна?
- Я не очень разделяю дизайн и искусство. Дизайн - часть искусства. Если присмотреться внимательно к произведениям искусства, в каждом из них есть какой-то момент тюнинга.
Если это живопись, то некоторые заливают лаком, рисуют на деревяшках и на железе, некоторые домашними красками на кухне, некоторые рамы оформляют, прибивают к стенке холст.
Боря Михайлов, на первый взгляд, в этом плане пох****т... Но это не так. Есть важный экспозиционный момент: он печатает разный размер, думает, чем крепить - скотчем или кнопкой. Это необычная экспозиция, это логически обдумано, и это часть дизайна, для искусства новая подача.
Новая форма существовала и раньше: делали гобелены, делали гигантские работы, делали миниатюрные, это тоже элемент дизайна.
- До появления авангарда искусство было красивым, с точки зрения среднего обывателя.
- А что, череп Херста не красивый? Он бриллиантовый. Может, я совсем испорченный, но, по-моему, череп очень красивый. Бабочки на холсте - изначально хороший проект.
- На мой взгляд, бабочки как раз отстой.
- Некоторые художники, такие как Кунс, заводят фабрички, которые выполняют их заказы. Это, конечно, момент стремный, потому что они не всегда имеют время на контроль того, что выходит с конвейера.
Бабочки изначально проект очень красивый. Как он выглядел: в галерее были покрашенные краской холсты, стоял огромный куб с бабочками. На вернисаже открыли куб и бабочки разлетелись, они сами сели на цветные холсты...
И прелесть здесь в элементах перформанса и абстракционизма. А потом появились полотна с бабочками, и видно, что бабочки расположены по схеме, придуманной человеком.
- А почему у тебя нет такой арт-фабрички?
- Как-то 10 лет назад столкнулся с этим... Знаешь, почему я люблю ездить на метро и фуникулере, а на такси нет? Мне не нравится общаться по принуждению. В такси всегда сажусь на заднее сидение. Все равно чувствую энергетическую связь с человеком, а мне этого не хочется, если он злой или болтливый. Если еду в аэропорт, всегда спрашиваю, не п*****й ли водитель. Я сам люблю общаться, но еcли мне хочется, если нравится человек.
![]() |
Илья Чичкан и "Синие носы" "Игры разума", 2007, Фото pinchukartcentre.org |
- Да. Меня завораживает религия. Для меня это непонятная вещь, мне интересно, ведь она несет такое количество информации - и черной, и белой. Меня вся эта схема привлекает.
- Эстетически, как художника?
Как человека. Но не могу сказать, что я буду бить поклоны. В принципе, я благоговею перед церковью. Католическая или православная, мне все равно. Меня в этом сектантство как-то привлекает. Обобщенность энергетических вещей. Американцы, которые поют в церкви, мне тоже интересны, меня эти шутки привлекают и я с уважением, к ним отношусь.
- Запреты обществу нужны? Хотя бы детям? Или можно все?
- Детское воспитание - сложная вещь, не хочу быть дилетантом.
- В воспитании детей разбираются все, тем более у тебя свои и уже взрослые....
- С моими, слава Богу, все в порядке. Они сформировались умными, нормальными детьми. И вроде бы запретов особенных у них не было. Они даже видали порнуху, которую я с первой женой снял, и очень хохотали по этому поводу. Вреда их психики это не нанесло.
Я однозначно против запретов, но я и не за вседозволенность. Я не приветствовал скинхедизм своего сына, который перерос в антифашизм, что, практически, тоже самое. Воспитание это сложная вещь, не могу ответить профессионально.
- Что думаешь о политическом искусстве?
- Ричард Гамильтон сделал смешную работу в 70-тые: он так сложил однадоларовую купюру, что вместо портрета президента получился гриб. В принципе, это можно рассматривать как политическое искусство и оно хорошее.
Я люблю искусство хорошее, и не важно, какое оно - политическое или гомосексуальное. Жюль и Жиль - два педика, я не педик, но их работы мне нравятся, какое-то время назад они были актуальны.
- Если бы тебе предложили обратиться к человечеству, по крайне мере, украинской его части, что бы сказал?
- Может, возрастное, но мне кажется, что нужно меньше париться. Больше разбираться в себе, чем в том, что по телевизору показывают, это намного интересней.
Фото ТаbloID, "Украинская правда. Жизнь", PinchukArtCentre
![]() |
Автор - Аксинья Курина