Путь из наемного сотрудника в акционеры компании "Украина"

В последнее время я часто спорю с друзьями на тему того, как простой украинец может повлиять на ситуацию, сложившуюся в стране.

Те из друзей, которые выходили либо поддерживали Майдан, до сих пор живут с ощущением, что они могут повлиять на ход событий, но и это не всегда заставляет их действовать.

Те же, кто не принимал участие в революционных событиях 2004, 2014-х, если не осуждают мою позицию, то, как правило, не считают, что несут какую-либо ответственность за ситуацию в стране.

Вы несете ответственность за того ребенка на детской площадке? – вас спросят.

Нет! – ответите вы. – У него есть родители, они и несут!

РЕКЛАМА:

Как же мне выплатить кредит на такси, валютный, когда бензин больше 20, а заказов стало мало? – спросит вас таксист.

Это же ваш бизнес! Думайте, принимайте решение – возможно лучше продать её! – ответите вы.

[L]Эти диалоги об ответственности. Собственник несет ответственность за своё имущество или бизнес. Ему принадлежат лавры, но, если что, то ему и расхлебывать проблемы.

А кому принадлежит Украина как система? Кто несет ответственность за нее?

Если вы на этот вопрос отвечаете однозначно: "Олигархам!", то, возможно, у вас вряд ли найдутся силы и желание найти способ влиять на ситуацию вокруг.

Если же вы, в той или иной мере, говорите: "Украина принадлежит мне!", думаю, вам немаловажно будет разобраться в том, что же вам всё-таки принадлежит и, что из этого следует.

Ничейное предприятие

Если ответить формально, то, напомню, что ст. 5 Конституции гласит, что единственным акционером Украины является народ.

Государство – очень крупное предприятие. Проблема в том, что большая часть акционеров забыла (лучше сказать – не знала!), что они собственники, и ведет себя как наемные сотрудники, не претендующие на то, чтобы влиять на управление: "Как государь скажет, так и будем делать!".

Такая ситуация идеальна для махинаций фактического руководства предприятия. Вроде бы никакой узурпации власти, делаем вид, что у нас respublica, но реально настоящие хозяева (мы) очень слабо пока осознают, что и как нужно делать.

Есть только активное меньшинство, которому весьма тяжело удается что-либо менять, пока мировоззрение остального подавляющего большинства не позволяет рассчитывать даже на голосование один раз в 4-5 лет. Явка на выборы тому прямое доказательство.

"Я никому ничего не должен!". Откуда это у нас?

Обычно акционеры понимают, что ответственны за результаты компании.

Вы встречали когда-нибудь учредителя компании, который говорит:

Я не должен ходить на эти собрания и не хочу вникать и обсуждать причину убытков компании, пусть другие, если им это надо, делают! Я голосовал за назначение директором Иванова?! Он украл, возможно, и завел компанию в долги, но ведь он патриот! Будет время лишнее у меня – я, может быть, подумаю про всё это!..

Звучит абсурдно, правда, если бы мы не встречали такую позицию у 70% граждан (акционеров) Украины.

В силу исторических обстоятельств нам всем сложно чувствовать себя собственниками, тем более собственниками такого довольно абстрактного понятия как государство.

Последние сто лет (да и предыдущие 800) нас приучали к мысли, что мы на этом "предприятии" всего лишь наемные сотрудники, к которым относиться можно как к подчиненным.

Наверняка историки и философы могут пролить свет на исторические причины эволюции сознания роли граждан в государстве. Но если поверхностно анализировать, то власть на нашей территории, так или иначе, созидала класс рабов, крепостных, пролетариев.

Исключение составляли "ошибки системы" - козаки, кулаки, т.е. люди относительно самодостаточные.

Чем характерны ментальные рабы? Это моральные иждивенцы, люди не желающие брать и нести персональную ответственность, предпочитающие не смотреть правде в глаза, неискренние с самими собой, по умолчанию враждебные ко всему чужому, обвиняющие в своих проблемах всех кроме себя, выбирающие "хозяина", а не лидера.

Одной из острейших проблем, на мой взгляд, является отсутствие желания объединяться вокруг принципов и доверять посторонним людям с такими же принципами. Как правило, это демагоги и люди не способные созидать.

Может быть, кому-то и нравится жить в такой "картине мира", но, если подавляющее большинство граждан разделяет, хотя бы частично, эти ценности, коррупция, произвол, бедность и постоянный кризис в таком государстве обеспечены.

Оставим в покое прошлое, сейчас достаточно развит обмен информацией, чтобы изучать, анализировать, коммуницировать, развиваться каждому из нас. Времена, когда молния и наводнения объяснялись волей Божьей прошли! Пришло время вникать, изучать, убеждаться лично, проверять результат, искать признания себя у других и тд.

Одним словом, мы – граждане Украины и у нас в связи с этим, есть обязанности быть эффективными "акционерами" как минимум друг перед другом. Особенно сейчас, когда мы только строим, вернее перестраиваем, наше государство.

Иная позиция по этому вопросу отбрасывает нас в прошлое.

Батьку кінчай торгувати, бо нема вже, чим здачу давати!

Благосостояние самих акционеров зависит от благосостояния предприятия, стоимости акций предприятия, от того, насколько эффективен менеджмент. Самое время расстроить новоиспеченных собственников – быть акционером, это работа! Да, да, это не привилегия, а вполне конкретные обязанности.

Как действуют акционеры? Они анализируют результаты работы компании за предыдущий период, анализируют текущую ситуацию, обсуждают с такими же акционерами план развития, выбирают наемного директора, голосуют за то или иное решение, повышающее эффективность. Одним словом, участвуют в управлении компанией.

Грамотные акционеры требуют не шоу от руководства компании, они заинтересованы, чтобы работа наемного менеджера соответствовала ключевым показателям эффективности.

Если акционеры чего-то не понимают, они идут, условно говоря, на курсы и учатся, что такое p&l, cashflow и т д. Они разбираются, как устроен рынок, какие технологии существуют, как подобные компании борются со своими проблемами, какие вообще есть бизнес решения и практики.

Я приведу в таблице виртуальную разницу поведения акционеров в бизнесе и нас в "предприятии Украина". Просьба финансистов не относится к этой таблице с фанатизмом. Считайте, что это для "чайников".

ВопросЧастная компанияПредприятие "Украина"
Какое финансовое состояние у нас? Прибыль или убытки?Финансовому директору ставят задачу регулярно готовить и рассылать отчет (p&l, cashflow, balance). При этом акционерам нужно потрудится научится "читать" эти отчеты и делать выводы.Большинство акционеров не в курсе, где почитать бюджет, и как его читать. Эта функция делегирована неким посредникам (депутатам), которые её делегировали финдиру (Минфину). "А что, знать бюджет – это так важно?" - незримо спрашивают акционеры. "Нет нет, не беспокойтесь, тут все сложно и вы всё равно ничего не поймете, поэтому мы сами разберемся" - с энтузиазмом отвечают посредники.
Чем будем покрывать убытки?Финдир предлагает несколько вариантов: отсрочить выполнение обязательств, взять кредит, попросить акционеров увеличить уставной капитал, сократить затраты, продать долю в компании, увеличить цены и т. д. Отдел аудита сообщает о выявленном хищении, которое привело к потерям и предлагает наказать виновных. Акционеры увольняют всех провинившихся.За спиной у акционеров на законных основаниях, как правило, избирается самый простой путь – взять в долг. "Как потом отдавать?" обсуждается в духе героини "Унесенных ветром" ("Я подумаю об этом завтра!"). Вопрос о том, что "живем не по средствам", ставят только в междоусобной борьбе за право дерибанить наши деньги. У акционеров в целом нет понимания, что, перед тем как брать в долг, нужно грамотно ужать расходы. Несмотря на информацию о хищении со стороны конкретных сотрудников, часть акционеров не осуждает их, и отмахивается со словами: "Все они там воры!"
Как нам увеличить доходы?Экономический и коммерческий отделы представляют стратегию увеличения доходов за счет повышения цен, увеличения рентабельности, поиска новых рынков сбыта, отдел научных разработок представляет новую модель продукции не имеющей аналогов. Примеров может быть миллион.Эта сфера однозначно для специалистов по микро и макроэкономике. Причем нанимать нужно людей с опытом и репутацией. Акционерам следовало бы проследить лично, как директор с командой разобрался с каждой ситуацией, которая мешает больше зарабатывать, но это неинтересно и отнимает время. Тем временем, финдир все время стремится увеличить налоги либо одолжить.
Нужно нанять директора, чтобы он привел компанию к успехуОтбираются кандидаты "под задачу": с успешным опытом, командой и репутацией. Кандидат готовит презентацию плана развития с конкретными показателями, которые он обеспечит. Акционеры анализируют реалистичность и принимают решение. Со своей стороны, акционеры предлагают директору зарплату не ниже рыночной +% премии за успешную работу.Акционеры не знают толком, какой нужен директор, но если он им понравится, возьмут на работу. Поскольку большинству акционеров все равно, а другие "глубоко не копают", кандидаты делают упор не на "содержание", а на "форму". Часть акционеров поддержит "гречку", часть "жертву", часть поддержит "красивого". Поскольку все акционеры сильно разрознены, кандидаты применяют к нам целый ряд технологий в стиле "разделяй и властвуй". Акционерам не особо важен тот, кто по всем показателям, скорее всего справится с задачей, если есть "красивый и эффектный". Отдельно стоит сказать, что акционеры реально считают, что классному менеджеру не нужно достойно "по рынку" платить, так как "красивый" об этом даже не заикается. В назначенный день голосования, половина акционеров не приходит вообще и потом говорят, что "я не виноват, что без меня выбрали урода, потому что я не пришел", а другие говорят, что выбирали "как всегда из худших".
Отчет директора о выполнении ранее обещанного не соответствует реальной действительностиДиректор увольняется, подбирается другой. При этом это точно не член его же команды и точно не человек с "подмоченной" репутацией.Директору не стоит особо переживать из-за невыполненного плана. Если договорится с "посредниками" (депутатами от акционеров), то, в принципе, можно даже заявить, что все перевыполнено и наобещать еще больше.

Кто виноват и что делать?

Представьте, директор компании приезжает на собрание акционеров с гречкой и коллективом певцов, и вместо подведения итогов и презентации плана на будущее, водит с акционерами хороводы.

Это звучит абсурдно, но в АО Украина так случалось не раз.

Вопрос – кто в этом виноват? Очевидно, что большинство акционеров полностью дистанцировались от своих прав и обязанностей.

Нам необходимо учиться задавать правильные вопросы наемным управленцам:

– Покажите отчет за прошлый период?

– Какой план развития на будущий период?

– Что вы предлагаете сделать, чтобы уменьшить издержки и увеличить прибыль?

– Какой % прошлых обещаний вы выполнили?

Политики должны понять: время популизма закончилось. Нет эффективности – "давай до свиданья", есть эффективность – получи денежную премию.

Мы, акционеры, должны воспринимать все партии, всех должностных лиц как исполнителей, которых выбираем, нанимаем и только мы решаем, продлить ли контракт.

Мы несем за них ответственность. Если предприятие неэффективно мы должны признать, что это – результат нашего поведения и решений. И если мы хотим перезапустить, модернизировать убыточное предприятие АО "Украина", нам придется взять на себя ответственность.

Социология – вещь серьезная, и если хотя бы небольшая группа украинцев будет думать в таком ключе, это мгновенно будет влиять на политиков. Они чутки к общественному мнению, если оно консолидировано.

Когда общество перепугалось птичьего гриппа, премьер встречал самолет с тамифлю прямо "на взлетке".

Когда часть населения "притесняли" за русский язык, побеждали политики со "вторым государственным".

Когда тысячи граждан потеряли в АТО близких, в парламент легко заходили партии, используя комуфляжные цвета и воинственные лозунги.

Мы не так слабы, как нам кажется. Особый страх у власти вселяет объединенное консолидированное общество.

Правительство должно чувствовать наше дыхание, чувствовать наш пристальный взгляд, для этого должны действовать сплочённо, то есть настроить коммуникацию друг с другом.

Мы уже это делаем при помощи соцсетей, но во многом – это пока хаотичный обмен мнениями активной части населения, при чем гораздо чаще на тему #зради.

Когда наиболее ответственные из нас хотя бы прочитают Госбюджет, начнут задавать вопросы по статьям расходов, обсуждать в обществе, задавать вопросы парламентариям, мы сформируем общественное мнение и сфокусируемся на теме #перемоги.

Не откладывая в долгий ящик, мы должны сделать так, чтобы Бюджет-2017 обсуждался в начале осени, а не накануне новогодних праздников.

Мы должны задавать вопросы публично, так чтобы правительство потрудилось проделать аналитическую работу, не просто проинформировать нас о статьях расходов, а показать логику формирования затратных статей и, конечно, предоставить план развития.

Если ты акционер, перестань жаловаться, начни разбираться в том, как устроено твое предприятие Украина, имей свое видение и свой план на развитие, популяризируй его среди своих друзей.

P.S. Задание на 2016 год – завести 50 друзей (реальных или в социальных сетях), которые готовы прислушаться к твоим идеям, готовы их с тобой обсудить.

Реклама:

Головне сьогодні