2013: тенденции, планы, надежды и ожидания в культурном поле Украины

В новом 2013 году УП Жизнь будет пристально следить и детально анализировать все важные для отечественного культурного пространства события. И поскольку со всем новым человеческое сознание непременно связывает особые ожидания, с них и хотелось бы начать серию публикаций наступившего года.

Пока вся страна все еще продолжает находиться в состоянии перехода из одного символического пространства в другое, мы попробуем обозначить тот культурный контекст, в котором мы оказались к настоящему моменту, и озвучить уже давшие о себе знать тенденции, которые, на наш взгляд, непременно сыграют важную роль в культурной судьбе Украины в самом ближайшем будущем.

Прошедший 2012 год был насыщен самыми разнообразными событиями, свершениями и скандалами. О каждом из них в конце прошлого года было сказано достаточно для того, чтобы мы могли не возвращаться к их перечислению, а сразу перейти к обобщениям и тенденциям.

Тенденция 1. Музейные инновации.
По состоянию музеев довольно просто судить об общем культурном уровне и самосознании любой страны. Ни для кого ни секрет, что в силу самых разных причин, на которых мы не будем сейчас останавливаться подробно, отечественные музеи переживали последние 20 лет "смутные времена". Но в 2012 обозначился крайне существенный, хотя и пока еще малозаметный для широкой аудитории сдвиг.

Робота Олександра Гнилицького, виставка "Миф "Украинское барокко"

Речь идет о деятельности ряда классических художественных музеев Киева, которые неспешно, но уверенно двигаются в сторону более прогрессивной модели работы. Да, стильные кафе при музеях еще не открыты и твиттер-аккаунты не заведены. Вместо маркетинговых уловок, в 2012 году музеи сконцентрировались на нечто более весомом для собственного развития, а именно, пересмотрели подход к работе со святая святых любого музея – коллекцией.

РЕКЛАМА:

Так, выставка "Миф Украинское барокко" в многострадальном НХМУ и сопровождающий ее каталог продемонстрировали возможность размышлять об истории украинского искусства и репрезентировать ее в альтернативном, нелинейном ключе. Есть надежда, что успех "Мифа" станет хорошим стимулом для решения уже давно назревшего вопроса об изменении постоянной экспозиции главного украинского музея.

Другой заслуживающий внимания проект уходящего года – "Европейское измерение" в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.

Выставка объединила около 100 произведений из фондов ряда крупных региональных музеев Украины и стала, по сути, первой масштабной ревизией всей западноевропейской живописи от средневековья до ХIХ столетия, пребывающей в государственных собраниях. Дабы достойно принять в своих стенах столь значимое собрание, музей Ханенко совершил беспрецедентный для себя жест – снял нерушимую постоянную экспозицию ради временной выставки.

Еще один пример пересмотра музейных закромов – приуроченная к 90-летию со дня основания Киевского национального музея русского искусства выставка к красноречивым названием "Скрытые сокровища".

Большинство отечественных музеев роднит сегодня общая проблема – катастрофическая нехватка выставочных площадей, достаточных для хоть сколько-нибудь полной репрезентации коллекций. В связи с этим единственной возможностью извлечь на свет Божий отдельные экспонаты являются различные тематические и "по случаю" выставки. Поступил так в 2012 и Киевский национальный музей русского искусства, показав, как сообщил пресс-релиз, "интересные, но редко экспонируемые, иногда полузабытые, а порой и совсем неизвестные работы".

Финальный аккорд череды музейных свершений – конкурс "Динамический музей", победитель которого, Львовский природоведческий музей получил на развитие колоссальный для Украины грант в 10 млн. гривен. И хотя к художественной среде это событие не имеет прямого отношения, все же сам факт повышенного внимания (подкрепленного немалой финансовой поддержкой) к институции музея как таковой весьма примечателен.

А вот вполне реальные результаты для отечественного музейного пространства может принести проект другого финалиста конкурса – музея Ивана Гончара. Полученные 500 тысяч гривен музей направит на образовательные мероприятия для украинских музейщиков и развитие межмузейного сотрудничества.

Хочется надеяться, что в обозримом будущем столичные и региональные музеи найдут способ преподнести собственные ценности в наиболее выгодном свете в борьбе за новую широкую аудиторию. И очереди перед входом – заветный показатель народной любви – будут выстраиваться не только на раскрученные выставки-гастролеры, но и на собственные проекты музейных кураторов.

Тенденция 2. Потребность в истории
Здоровый культурный процесс невозможен без осмысленного движения из прошлого в будущее хотя бы уже потому, что культура - это и есть сложная система связей одного с другим. В украинской действительности такие связи остаются в большинстве своем не до конца осмысленными и осознанными, порой по инерции замалчиваются, а в отдельных случаях и вовсе отсутствуют. В ушедшем году стало совершенно отчетливо понятно как дорого нам обходится наша невнимательность и откровенное пренебрежение собственным прошлым. Подлинная - многоголосная, внеполитическая, неспекулятивная - история украинского искусства только начинает писаться. И некоторые ее заметные лакуны понемногу начали заполняться именно в минувшем году.

Так, ряд независимых друг от друга инициатив 2012 года позволяет говорить о возрождении внимания к одному из важнейших, но, увы, наименее освещенных пластов украинской культуры ХХ века - творчеству художников, условно объединенных термином шестидесятники. В то время, как поэты и герои диссидентских движений аналогичного поколения заняли свое место в истории современной Украины практически с момента провозглашения ее незавимости, то имена художников-нонконформистов известны по-прежнему только довольно узкому кругу специалистов.

Анатолій Лимарєв, Банки, 1985

Среди связанных с тенденцией реконструкции прошлого событий в 2012 году следует отметить ретроспективную выставку совершенно уникальной для своего времени живописи Анатолия Лымарева в "Мыстецьком Арсенале"; выход книги (пока только в электронном виде) теоретических текстов титана художественного шестидесятничества Валерия Ламаха; выставка Владимира Наумца, одного из первых в Украине авторов перформансов и публичных акций. Сопутствовала этому серия неизменно аншлаговых концертов, приуроченных к юбилею композитора Валентина Сильвестрова.

Грустным финальным аккордом года стала кончина "последнего из Могикан" своего поколения, художника и поэта Вилена Барского, работы которого можно было увидеть летом в экспозиции "Мифа Украинское барокко" в НХМУ. Учитывая пусть пока не масштабность, но уже некоторое критическое количество этих мемориальных проектов, хочется верить, что подобные прецеденты найдут продолжение в будущей совместной работе музейщиков и исследователей, семей художников и приватных коллекционеров, объединяющих свои усилия для изучения, грамотной архивации и цивилизованной популяризации этого важного периода.

Тенденция 3. Самоорганизация
Наконец-то в нашем обществе (а не только в самых прогрессивных его слоях), произошло осознание важности такой вещи, как самоорганизация. Возможность решать проблемы вне системы централизованной власти, а благодаря объединению усилий небезучастных и заинтересованных лиц, преодолевающих ключевую украинскую поведенческую модель "моя хата з краю". Возможно, в 2013 это приведет к тому, что нам удастся воспитать в себе способность брать на себя ответственность не только за личное пространство, и научиться понимать ценность общего, которое у нас традиционно было принято считать ничьим.

Среди коллективных побед, все еще зыбких, но все же вселяющих некоторую надежду на успешное разрешение, упомянем две наиболее показательных. Так, компания художников-аспирантов киевской художественной академии сумела отстоять собственные мастерские, расположенные в старой усадьбе в лесопарковой зоне на улице Сошенко, прилежащая территория которой была продана под очередное "элитное жилье". Другой крайне важный прецедент - судьба незаконно приватизированного "Гостиного двора", который вместо строительной зоны нового ТРЦ все лето прослужил площадкой для джазовых концертов, стихийных выставок и просто популярным местом встречи. Программа минимум на ближайший год - подкрепить завидный энтузиазм активистов соответствующими законными актами.

Тенденция 4. Развитие институциональной жизни в регионах
Децентрализация инфраструктурных процессов в украинском искусстве последовательно разворачивается на протяжении нескольких последних лет. Процесс этот происходит благодаря локальным инициативам, но также активно подпитывается интересом (условного) центра. В прошедшем году деятельность арт-центров и музеев в регионах не просто составила альтернативу, но стала необходимым смыслообразующим элементом художественной жизни в стране.

"Улица Дарвина"

Такие проекты как "Ул. Дарвина. Александр Гнилицкий" в ЕрмиловЦентре, "В поисках времени" и "Переменная облачность" в Изоляции, "Спорная территория" в Севастопольском художественном музее им. Крошицкого, "МузычиChristmasArtFair" в днепропетровской Я Галерее, сложная и длительная работа Львовской национальной галереи искусств по подготовке Луврской выставки Иоганна Пинзеля etc укрепили в массовом сознании понимание того, что за пределами Киева не просто кипит бурная и интровертная художественная жизнь, но и происходит ее качественная репрезентация на открытых и сверх-публичных площадках.

5. Альтернативные площадки
Пока в регионах стремительно открывалось новое, в столице постепенно закрывалось "старое", а именно, конвенциональные художественные галереи, количество которых в столице заметно сократилось даже в сравнении с кризисными 2000-мы. В противовес этому, за прошедший год довольно примечательной стала тенденция развития альтернативных выставочных площадок.

Так, в течении весны-лета Фундация ЦСМ презентовала финалистов конкурсной программы "Пошук" - художественные проекты, созданные для изначально не предназначенных для их демонстрации местах, как то НИИ, пассажирские лифты, и даже щель между жилыми домами.

Мало освоенный в Украине формат pop-up gallery представила выставка Никиты Кадана и Лады Наконечной "Проект", организованная в заброшенном старинном доме на ул. Павловской кураторской группой Kadygrob&Taylor Art Projects.

Експозиція виставки "Проект" в просторі будівлі 1894-го року, яка перебуває на реконструкції

Сегмент галерей-квартирников составили "Галерея на Институтской", уже не первый год работающая с молодыми авторами, и совсем новая "Квартира 57", сосредоточенная на современной фотографии.

Под конец 2012 свою годовщину отпраздновала мастерская-галерея "Гачи-Причи" при культовом уже книжном магазине "Чулан". Основанная художником Тарасом Ковачем как коллективная офортная мастерская и своеобразный шоу-рум, за год "Гачи-Причи" провела огромное количество мастер-классов, привлекла к изготовлению графических оттисков множество художников, в своей обычной практике весьма далеких от этой техники, и, в целом, приобщила к графическому искусству довольно широкую новую аудиторию.

Продолжает свою работу и чудом выживающее из года в год детище Артура Белозерова "ЛабКомбинат", место проведения самых разнообразных художественных, околохудожественных, а порой, и просто маргинальных мероприятий.

Практика самостоятельно организованных художниками публичных выставок и даже целых институций (т.н. artist run space), а также, успешное функционирование независимых от рыночной конъюнктуры пространств (off spaces) составляют внушительную долю международного художественного процесса, нередко определяя его наиболее актуальные стороны. Учитывая возникновение все новых и новых подобных инициатив в Украине, в 2013 году местная художественная среда вполне может если не прийти окончательно, то по крайней мере преодолеть внушительную дистанцию на пути к здоровому балансу коммерческого и экспериментального искусства.

"Квартира 57"

Сделанный нами прогноз на год 2013 выглядит довольно оптимистичным. Осознание того, что за последнее время с нами действительно многое произошло воодушевляет и подстегивает к дальнейшим свершениям. Но все же в нашей, все еще очень хрупкой ситуации, гораздо важнее не поддаваться очарованию побед и все время помнить, что гораздо более важные вещи с нами еще не случились. Несколько настораживает тот факт, что вопреки всем более или менее удачным международным событиям, проведенным в Украине за последние годы, нас самих по прежнему нет на культурной карте мира. Об украинском искусстве все еще мало известно нам самим, не говоря о том, что за пределами страны искусство Украины - terra incognita.

Исключение составляет присутствие ряда украинских художников в программах серьезных мировых институций. Долгосрочные резиденции в европейских центрах Анатолия Белова и Дениса Саливанова, проект харьковской группы SOSka в венском non-profit галерее das weisse hаus, персональные выставки Жанны Кадыровой, Лады Наконечной, Николая Ридного, Никиты Кадана и Владимира Кузнецова в знаменитом варшавском арт-центре "Замок Уяздовских", участие группы "Р.Э.П." в коллективной выставке Музея современного искусства Юты (США) - лишь несколько примеров, которые в целом подтверждают общее правило.

Наших художников не приглашают с персональными проектами на ключевые художественные площадки мира. Documenta, Manifesta и другие биеннале по-прежнему не испытывают потребности в украинских авторах.

Перманентной и довольно болезненной проблемой остается состояние украинского художественного образования. И как бы не хотелось доказать обратного, но без системного подхода в этой области дальнейшие успехи отечественного искусства выглядят очень далекими и беспредельно туманными.

Прогнозы сделаны, ожидания озвучены, проблемы обозначены, теперь важно проверить их или опровергнуть жизненной практикой. Для этого у нас есть целый 2013 год.

Фото з сайтів korydor.in.ua, museums.org.ua, artarsenal.in.ua, artukraine.com.ua, journal.foto.ua

Реклама:

Головне сьогодні